Ляликова С.В.
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
doi:10.26907/2079-5912.2022.3.34-39
Для цитирования: Ляликова С.В. Проблемы семейного образования: социологический аспект // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2022. – №3 (54) – С. 34-39. doi:10.26907/2079-5912.2022.3.34-39
For citation: Lyalikova S.V. Problems of family education: sociological aspect // The Kazan socially-humanitarian bulletin. - 2022. - No. 3 (54) - P. 34-39. doi:10.26907/2079-5912.2022.3.34-39
Аннотация. Актуальность изучения альтернативных форм обучения возросла на фоне критики, нацеленной на школьную систему образования, обострившейся в период пандемии. В статье на основе эмпирических данных показано, что хоумскулеры нередко сталкиваются с проблемами при переходе на семейную форму обучения, которые выражаются в непонимании и критике со стороны знакомых и родственников, а также в сомнениях родителей относительно своего профессионализма и возможности успешно совместить две социальные роли (родителя и учителя) в процессе обучения. Особое внимание уделено препятствиям, инициируемым школой, при переходе на семейное обучение. Показано, что представителей образовательных организаций заботят вопросы качества организации образовательного процесса в семье, связанные не только с квалификацией родителей, но и с широтой и глубиной знаний, представляющихся детям, а также отдельные аспекты социализации обучающихся в семье. Исследование показывает, что родители, возлагая на себя ответственность за обучение ребенка, обеспечивают необходимые условия для организации качественного образовательного процесса и отвечают на каждый сформулированный аргумент контраргументом, выраженном в эффективных поведенческих практиках по организации обучения в семье.
Ключевые слова: семейное образование, хоумскулинг, школа, семья.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Adverse consequences of school closures. More on UNESCO's COVID-19 Education Response. UNECSO, 2020. – URL: https:// en.unesco.org/covid19/educationresponse/consequences (дата обращения: 10.02. 2022)
2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992. N3266-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения: 10.01.2022)
3. Ray B. Research Facts on Homeschooling. 09.09.2021. National Home Education Research Institute. – URL: https://www. nheri.org/research-facts-on-homeschooling/ (дата обращения: 10.11.2021)
4. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало уч.г. по РФ. Банк документов Министерства просвещения РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu (дата обращения: 15.02.2022).
5. Nur A., Agung P., Fatkul A. Homeschooling Research Dataset (1998-2020). Harvard Dataverse, 2020. DOI: 10.7910/ DVN/8KQSHF
6. Jamaludin K., Alias N., DeWitt D. Research and Trends in the Studies of Homeschooling Practices: A Review on Selected Journals // Turkish Online Journal of Educational Technology. – 2005. – Vol. 14 (3). – Pp. 111–119. – URL: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ1067705.pdf (дата обращения: 20.02.2022)
7. Борисова О.Н. Отцовская вовлеченность: индивидуальные и межстрановые различия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2017. – №6. – С. 260–283. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.13.
8. Косарева А. Средний балл ЕГЭ по предметам за последние 10 лет. MAXIMUM Blog, 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.maximumtest.ru/post/srednij-ball-egeh-po-predmetam.html (дата обращения: 14.02.2022)
Ляликова Софья Викторовна, научный сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ имени Н.М. Римашевской РАН, Лаборатория исследования здоровья населения и системы здравоохранения. E-mail: lyalikova@socio.msu.ru