18 января 2016 года состоялось очередное закрытие республиканской олимпиады школьников по астрономии. Казалось бы дело, далекое от учебы в университете. Однако мы воспринимаем ее как полигон для апробирования методов профориентации, повышения мастерства преподавателей кафедры и, наконец, первые шаги в формировании преподавателей из студентов и аспирантов. И не последнее: много интереснее работать со студентами, которые прошли школу олимпиад – научились в ограниченное время разобраться в задаче с неполными условиями, найти пути ее решения и попробовали получить ответ. На каждом из пяти курсов специальности «астрономия» есть такие студенты – из олимпиадников – лидеры в учебе и науке. Иногда даже раньше, чем будет написана первая курсовая, их результаты публикуются в научных журналах.
Олимпиада по астрономии проходила в два тура – в первый день решались задачи, похожие на школьные, только намного сложнее. Во втором туре – более трудные для учащихся практические задачи: в школе мало опытов, а лабораторных работ совсем нет. Например, предлагается фото звездного неба. Нужно разобраться, что на нем зафиксировано и предложить модель этого явления. Всего из всей республики было 100 школьников с 7 по 11 классы – победителей в своих регионах. В итоге четыре победителя: Насыров Руслан (7 класс, IТ лицей КФУ), Никоноров Игорь (9 класс, IТ лицей КФУ), Мельников Дмитрий (10 класс, школа 33 Нижнекамска) и Трапезникова Алия (11 класс, лицей 131 Казани). И еще 27 учеников награждены дипломами призеров. Лучшие из 9-11 класов составят сборную РТ и поедут на финал Российской олимпиады. Приятно отметить, что из всех призеров 12 школьников занимаются в кружке астрономии на нашей кафедре (отделение астрономии Малого университета).
Олимпиада – испытание не только учащихся, но и членов жюри: представьте себе, что вам надо разобраться в 60 решениях одной и той же задачи. Многие решения не похожи друг на друга. И результаты разные… Но что это – ошибки в вычислениях или ошибки в алгоритме решения? Если первое, то надо понять, на каком этапе неверное вычисление; если второе, то каким методом решена задача. И самое главное: во всех решениях надо найти рациональное зерно. Работа при этом может быть написана неразборчиво, не всегда последовательно и логично. Трудно даже опытному члену жюри, со стажем. А как сложно приходится студентам и аспирантам, которые сами недавно были такими школьниками. Пять-шесть часов проверки, во время которой каждый член жюри в соседней аудитории рассказывает ребятам, как надо было решать задачи. Потом апелляция – школьнику что-то неясно в рекомендованном решении или задача только в черновике: вот сидим и разбираемся в алгоритме решения либо в почерке...