Гульфия Расилевна Гайнуллина,
Казанский федеральный университет,
Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18,
gulfiarasilevna@mail.ru.
В статье на основе анализа ряда произведений выявляется жанровое своеобразие современной татарской прозы, богатство художественных средств. Определены ключевые тенденции в прозе последних лет. Констатируется, что рассказ как жанр переживает обновление и рост, особенно в плане философских обобщений, использовании традиционных средств психологизма, эмоциональной тональности, символов. В рассказах последних лет общественно-социальные проблемы переплетаются с философскими, антропологическими. Рассказы А. Ахметгалиевой отличает приверженность к национальным традициям, ориентация на восточную эстетику, стремление к лиризации прозы. В рассказах Р. Галиуллина, Г.Адхама, Р. Рахман, И. Иксановой, Л. Ибрагимовой и др. доминирует экзистенциальная проблематика, которая находит воплощение через разнообразие поэтических приемов. М. Кабиров, З. Хуснияр, Л. Абударова создают рассказы, которые относятся к авангардной прозе. В жанре повести доминирует сатирическая образность (З. Хаким, Р. Батулла, Ф. Баттал, Р. Рахман и др.). В жанре бэян экзистенциальные мотивы переплетаются с идеей возвращения к истокам, возрождением патриархальных нравственных ценностей. (А. Ахметгалиева, Н. Гыйматдинова и др.). Зримые изменения в ХХI веке переживает жанр романа, особенно в плане национального своеобразия. Выделяются в плане новаторства тематики, структуры сюжета и богатства поэтических средств романы З. Хакима, З. Хуснияра, Ф. Байрамовой, В. Имамова.
В статье систематизированы работы по современной татарской прозе (Д. Загидуллина, М. Хабутдинова, Л. Давлетшина, А. Шамсутова и др.).
Ключевые слова: современная татарская проза, рассказ, повесть, бэян, роман, экзистенциальные мотивы, психологизм, символы