КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Духовной сокровищницей любого народа является его культура. Богатейшим культурным наследием, накопленным за многие века исторического развития, обладают татары, впитавшие в себя многовековые традиции своих предков, которые сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив тюркские корни и арабское влияние, обусловленное принятием ислама в Х веке. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась и развивается до сих пор вся татарская культура.
Особое место в палитре татарской культуры занимает искусство – сложная система, которая связана неразрывными нитями с обществом, его повседневной жизнью и одновременно с его историей и движением в будущее. Знаменитая метафора Г.Тукая о «песнях – зеркале народной души» в XXI веке наполняется глубоким научным смыслом, превращая все искусство в зеркало истории, духовной жизни общества, которое помогает ему сохранить свое лицо, не раствориться в ценностях современного глобального мира.
В материалах, публикуемых в журнале, мы надеемся на открытие новых горизонтов в изучении татарского искусства, на обсуждение актуальных проблем национальной культуры, на погружение в глубины истории, на анализ траекторий развития нации. Вопросы теории и истории татарского искусства будут освещаться в исследованиях представителей разных научных традиций, в работах ученых разных поколений, живущих в Татарстане, в России и за рубежом. Шедевры татарской музыки, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного и хореографического искусства будут получать многогранное освещение в контексте актуальных проблем сохранения и развития национальной культуры. Кроме того, журнал «Tatarica» планирует регулярные публикации материалов, которые будут посвящены богатейшим традициям татарского искусства, его многовековой истории, теоретическим проблемам типологии и терминологии.
Мы приветствуем авторов, рассматривающих явления искусства в тесной взаимосвязи с различными сторонами жизни общества и человека, работающих в парадигме междисциплинарности, выполняющих научные описания новых социальных практик в области искусства. Национальное искусство не может существовать как замкнутая система, оно развивается в условиях межкультурных коммуникаций. Роль национального искусства в мировой культуре, выявление связей и генетических кодов – интереснейшее направление исследований, которое не только способствует лучшему пониманию прошлого, но и стимулирует международные культурные контакты в современном мире. Мы надеемся, что научная проблематика журнала усилит интерес российских и иностранных исследователей к традиционному и современному татарскому искусству, развивающемуся в Татарстане, в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, будет способствовать пробуждению татарского искусствознания.
Одним из основных механизмов развития культуры народа является образование. Развитие образования и педагогической мысли у татар насчитывает многие века. Так, еще задолго до возникновения письменности начала развиваться татарская народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. Совершенствуясь и улучшаясь, она передавалась от старшего поколения младшему, становясь впоследствии достоянием молодых родителей, и приносила положительные результаты в духовно-нравственном воспитании личности.
Наряду с народными формами воспитания, с начала Х века у татар возникают школы в рамках развития тюркского мусульманского мира: мектебы (начальные школы), медресе (средние школы) и школы высшего типа, наподобие медресе Кул-Шарифа. Грамотность была обязательна для духовенства и чиновников правительственной администрации, распространялась среди части светских феодалов, особенно купцов, а также ремесленников. Грамотность и знание арабского письма долгие годы были своеобразным залогом сохранения татарского народа, его культуры и самобытности.
В связи с развитием просветительства, промышленной и социальными революциями в России образование у татар в XVIII-XXI веках претерпело изменения, народ стремился к знаниям, и татары по праву считались и до сих пор считаются одним из самых грамотных народов в России.
Вместе с тем развитие национального образования у татар во все времена осложнялось различными препятствиями и трудностями, некоторые из них сохранились по сей день. Специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Из 7миллионов татар более 5 миллионов проживают вне Татарстана, в различных регионах РФ, странах СНГ и в дальнем зарубежье, т.е. оторваны от своих корней, от национального образования. Все возрастающая глобализация в условиях формирования информационного общества усиливает процессы культурной ассимиляции татар как в России, так и во всем мире, приводит к утрате национальной самобытности, вековых традиций. Угроза потери татарским народом родного языка и этнонациональной культуры порождает актуальную и масштабную проблему дальнейшего развития татарского национального образования.
Немалое число проблем, связанных с развитием татарского национального образования, существует сегодня и в самой Республике Татарстан, многие жители которой, в том числе и коренные татары, все еще слабо владеют татарским языком, плохо ориентируются в татарских национальных традициях и культурных памятниках.
На территории Российской Федерации татары компактно проживают в Самарской, Ульяновской, Челябинской, Московской областях, в Республике Башкортостан, в Удмуртии и т.д. В этих регионах действуют Центры изучения татарского языка и общества культуры, воскресные школы, национально-культурные автономии, кружки, клубы. Но зачастую они недостаточно тесно связаны между собой, их деятельности не хватает согласованности и системности, нет единой концепции развития татарского национального образования за пределами Республики Татарстан, в том числе за рубежом.
На страницах журнала «Tatarica» предполагается публикация научных статей, которые раскрывают основные закономерности и тенденции развития татарского национального образования, представляют наиболее эффективные методики обучения татарскому языку как родному, неродному и иностранному с учетом всех педагогических достижений татарского народа, накопленных за долгие века его существования.
Кроме того, журнал планирует размещать на своих страницах результаты оригинальных исследований по психологии, связанных с изучением татарского этноса. В рамках кросскультурных и этнопсихологических исследований в западной и российской психологии выработаны эффективные методы и технологии исследования этнических групп. Систематическое изучение особенностей этнической идентичности, ценностных представлений татар, их этнического самосознания способно существенно расширить имеющиеся в мировой психологии данные по этнокультурным исследованиям.