24 января 2018 года в одной из ведущих школ города Казани и Республики Татарстан – в гимназии № 139 г. Казани состоялся выездной методический семинар на тему «Предрофильная и профильная подготовка обучающихся в условиях гимназии», проходивший в рамках XV Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»). Конференция проводится ежегодно совместно Министерством образования и науки РТ и Казанским (Приволжским) федеральным университетом.
Традиционно учителя и ученые-методисты Республики Татарстан и из других регионов России принимают активное участие в выездном методическом семинаре, организованном на базе школ города Казани. 2018 год не стал исключением. Учителя казанских школ и ученые-методисты, преподаватели вузов из Москвы, Елабуги и Набережных Челнов отметили высокий уровень организации уроков и внеклассных мероприятий, подготовленных учителями и учениками гимназии № 139 г. Казани.
На открытии методического семинара выступила директор гимназии № 139 г. Казани Татьяна Сергеевна Борер, залуженный учитель РТ, победитель республиканского гранта «Наш лучший директор» (2017 г.) с аналитическим докладом «Управление предпрофильной и профильной подготовкой обучающихся в условиях сотрудничества с вузами», раскрывающим опыт организации учебного и воспитательного процессов в гимназии № 139. Приведем основные тезисы доклада Т.С.Борер.
Гимназия №139 – общеобразовательное учреждение, реализующее для всего контингента обучающихся программы основного общего и среднего общего (полного) образования. Статус гимназии предполагает возможность обучения учащихся по программам углублённого изучения отдельных предметов.
В гимназии обучаются дети независимо от места жительства (с учётом прикреплённого микрорайона). Гимназия ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и создание условий для раскрытия способностей детей.
Социальный запрос родителей связан с подготовкой учащихся к обучению в высших учебных заведениях, что предполагает высокое качество знаний и формирование навыков самостоятельной творческой работы обучающихся. Сегодня гимназия №139 признана одним из лидеров казанского образования, входит в ТОП лучших образовательных учреждений Республики Татарстан и России.
Педагогический коллектив гимназии насчитывает 68 человек, из них 58 аттестованы на высшую и первую категорию.
- 2 педагога гимназии удостоены почетного звания «Заслуженный учитель Республики Татарстан»,
- 2 человека – нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»,
- 7 человек –нагрудным знаком Министерства образования и науки Республики Татарстан «За заслуги в образовании».
В гимназии работают победители ПНПО, победители грантов «Наш лучший учитель», «Наш новый учитель», «Учитель – исследователь», «Учитель –мастер», «Старший учитель», победители, призеры и номинанты профессионального конкурса «Учитель года».
Ученический коллектив гимназии составляет 1000 человек.
По итогам ГИА 2017 года гимназия вошла в число лучших школ г.Казани Республики Татарстан. 11 выпускников получили медали и аттестат особого образца. Среди девятиклассников 5 учащихся получили аттестат особого образца. В 2017 году выпускница 11А класса Гильмутдинова Ильсина по результатам ЕГЭ набрала 100 баллов сразу по трем предметам: по русскому языку, биологии и химии (таких выпускников по всей России-21!) Среди девятиклассников 17 учащихся по результатам ОГЭ (по русскому языку – 9; по информатике-5, по географии-2, по английскому языку-1) также набрали 100 баллов.
На сегодняшний день в гимназии № 139 накоплен большой опыт в организации профильного образования. В учреждении отрабатываются структура и направления профилизации, создаются условия для подготовки учащихся основной школы к осознанному выбору профиля обучения.
В этой связи важное место занимает сотрудничество с вузами:
Взаимодействие высших учебных заведений и гимназии, организация предпрофильной и профильной подготовки можно рассматривать как одни из плодотворных путей в области социализации учащихся. Так, например, в 2009 году был заключен договор о сотрудничестве КГМУ с гимназией №139, в результате которого в гимназии открыты медицинские классы по предметам химико-биологического профиля.
Гимназисты, обучающиеся в профильных медицинских классах, принимают участие в проектах: «Татарстан – территория будущего», «Профилактический десант», «Быть здоровым – здорово!»; вузовских олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Гимназия на протяжении 7 лет работает в режиме профильной дифференциации и достигает позитивного результата в решении задач профильного обучения.
Нами разработана модель профильного обучения в гимназии.
Данная модель обеспечивает реализацию потребностей учащихся предпрофильных и профильных классов.
В основной школе – классы повышенного (углубленного) уровня обучения, диагностика интересов и способностей школьников, элективные и спецкурсы, информационная работа, портфолио.
В средней школе – профильные классы, элективные и спецкурсы, проектно-исследовательская деятельность, информационная работа, портфолио и педагогические технологии. Особое внимание уделяется гимназическому самоуправлению, интеллектуальным играм, конкурсам, олимпиадам, конференциям.
В осенние и весенние каникулы работает для учащихся 9-11 классов лагерь «Интеллектуал», где со старшеклассниками проводятся занятия по расширению и углублению знаний по ряду предметов (посещение занятий по русскому языку и математике обязательно для всех обучающихся).
Модель профильного обучения, которая сложилась в гимназии, создает условия для приоритетного освоения обучающими тех учебных дисциплин, которые в наибольшей степени соответствуют их индивидуальным интересам и потребностям, а следовательно, способствует выстраиванию жизненной стратегии развивающейся личности.
Осуществление профильного обучения предполагает осуществление допрофильной подготовки учащихся.
Отдельная работа проводится при несовпадении предпочтений учащихся и их способностей. Еженедельно во вторник в кабинете директора проходят встречи с родителями, учащимися с целью психолого-педагогической помощи в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Основной формой организации предпрофильной подготовки в гимназии являются курсы: «Основы выбора профессии», «Практическое право». «Биология и медицина»; «Избранные вопросы физики».
Одной из задач профильного обучения является создание наиболее благоприятных условий для продолжения образования выпускников гимназии в высшей школе. Решение этой проблемы осуществляется через разнообразные формы связи с вузами.
На выбор будущего профиля влияет не только образовательный процесс, но и внеклассная работа. В гимназии с 2009 года работает Научное общество школьников «Интеллектуал», где ученики делают свои первые шаги в науку, под руководством опытных педагогов, готовят творческие проекты и защищают их на заседаниях научного общества, представляют на научно-практических конференциях и интеллектуально-творческих конкурсах. В 2016-2017 учебном году победителями и призерами конкурсов, олимпиад, конференций стали 189 обучающихся.
Следует отметить, что в гимназии ежегодно походит фестиваль «Радуга профессий», где учащиеся 5 – 11 классов готовят презентации той или иной профессии. Это настоящий праздник профессий, целью которого является привлечение внимания гимназистов к необходимости осознанного выбора профессионального пути.
В гимназии успешно применяется музейная педагогика в 4 школьных музеях:
С 2009 года на базе гимназии проводится Межрегиональный конкурс творческих и проектных работ учащихся «Династии России», одной из задач которого является формирование у школьников фамильной гордости за семью, их труд, за свою династию. Интересные работы были представлены в номинациях «Династия учителей», «Военные династии». «Династия врачей». Работы представляются на английском, русском и татарском языках.
Лучшие представители профильных классов входят в состав ученического Парламента гимназии, спикером которого является ученик 9 медицинского класса Галимьянов Мирас. Парламент состоит из 4 фракций: «Люди в белых халатах» (профильное образование), «Все звезды» (культурно-массовая работа), «Физическая культура и ЗОЖ «Будь здоров» (спортивно-массовая работа), «Память и патриотизм. Снежный десант» (гражданско-патриотическое воспитание). Парламент принимает активное участие в выпуске ежемесячных газет «Крылья», «Мир детства», учебно-методического журнала «Гимназия №139».
Доклад директора гимназии Т.С. Борер вызвал большой интерес участников методического семинара, которые отметили систематическую и многоуровневую профориентационную работу, проводимую с учениками и их родителями, которая приводит к 100 % поступлению выпускников в вузы.
Профессор кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК им. Льва Толстого КФУ А.Ф. Галимуллина в своем выступлении отметила многолетний и разнообразный характер сотрудничества между КФУ и гимназией № 139, в частности, данная гимназия является базовой для проведения педагогической практики студентов и магистрантов КФУ. Ежегодно практикой студентов руководят учителя высшей категории такие, как Л.Ю. Романова, А.Е. Авдеенкова, Л.В. Кириллова, В.А. Гарифуллина и др. А.Ф.Галимуллина выразила надежду на продолжение и расширение сотрудничества между КФУ и гимназией.
Далее участники семинара посетили уроки, внеклассные мероприятия, побывали в 4 музеях, созданных и активно работающих в гимназии № 139, а также пообщались с учениками гимназии.
Ярко и убедительно представили «Секреты успешного класса» учащихся 5 «б» класса и их классный руководитель. Затем участники методического семинара имели возможность пообщаться с представителями комитетов ученического Парламента гимназии: «Люди в белых халатах». «Все звезды», «Физической культуры и ЗОЖ «Будь здоров»» и «Памяти и патриотизма «Снежный десант»». Ученики рассказал об основных направлениях и результатах своей деятельности.
Следует отметить, что в гимназии № 139 большая систематическая учебно-воспитательная работа ведется на базе четырех школьных музеев. Во время экскурсий ученики выступали на 4-х языках: русском, татарском, английском, немецком. Участники методического семинара отметили богатство и разнообразие музейной коллекции, основательность подготовки экскурсоводов, а также органичное единство образовательной и воспитательной работы, ведущуюся на основе музейных экспозиций. В первую очередь следует отметить «Музей В.П. Аксенова» (Л.Ю. Романова, заместитель директора по УР), экспозиции, которого освещают основные этапы жизни и творчества нашего земляка, известного русского писателя Василия Аксенова. Благодаря исследовательской деятельности руководителя музея Л.Ю.Романовой и учеников музейная коллекция содержит не только фото и информационно-литературный материал, но и личные вещи писателя.
Участников методического семинара поразило многообразие форм проектной деятельности, ведущейся на базе «Музея российской науки» (Т.С. Аблямитова, заместитель директора по УР). Фотографии лауреатов Нобелевской премии, успешных выпускниках гимназии (среди них и Н.А.Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (с 21 мая 2012 года)), результаты проектной деятельности учащихся различных классов по дисциплинам естественно-географического цикла: рефераты и поделки на тему «Грибы», «Планеты Солнечной системы» и т.д.
В гимназии № 139 большое внимание уделяют вопросам трудовых династий в различных областях общественной, культурной и научно-производственной деятельности, этой теме посвящены экспозиции Выставочного зала «Династии России» (Л.Ю. Романова, заместитель директора по УР), где наряду с известными династиями представлены экспонаты, посвященные династиям учеников и выпускников данной гимназии. Неформальное и бережное отношение к культуре и традициям народов Поволжья позволило руководителю Г.Д. Хуснутдиновой (учитель татарского языка и литературы) и ученикам-экскурсоводам «Музея народов Поволжья» разработать интересные и познавательные экскурсии и музейные уроки.
Ученики гимназии – ежегодно в составе «Снежного десанта» под руководством учителя истории Л.Н.Блохиной выезжают в летние поисковые экспедиции, а в остальное время ведут активную поисковую работу по различным Интернет-ресурсам с целью установления различных данных участников Великой Отечественной войны. Все участники методического семинара взволнованно посмотрели литературно-музыкальную композицию «Осколки детства» в музее «Прикосновение к судьбе», посвященную детям блокадного Ленинграда.
На высоком методическом уровне прошли открытые уроки, проведенные учителями гимназии № 139 в рамках методического семинара: урок английского языка в 4 классе «Вечеринка. Порядковые числительные» (Галеева Д.Р., учитель английского языка), урок русского языка в 9 классе «…Лишь слову жизнь дана» (Кириллова Л.В., учитель русского языка и литературы), урок английского языка в 7 классе «Различные способы выражения будущего действия в английском языке (Онегина Л.Н., учитель английского языка).
Систематическую работу над формированием устойчивых читательских компетенций, ведущуюся в гимназии № 139 продемонстрировал библиотечный урок «Как делают вашу книгу», который провела заведующая библиотекой М.Ш. Шакирова. На этом уроке ученики имели возможность узнать о процессе создания книги, видах книг, познакомиться с историей книгопечатания в России, а также почитать и услышать анонс о русских и зарубежных книгах, посвященных детям и подросткам.
С большим волнением участники методического семинара восприняли литературно-музыкальную композицию «Каждый выбирает по себе», посвященную современной поэзии, которую подготовили учителя русского языка и литературы Н.А. Грищенко и Н.А. Тимирханова со старшеклассниками. Ученики продемонстрировали высокий уровень владения навыками декламации, пластичностью, музыкальностью. Это был праздник современной поэзии и музыки.
Все участники методического семинара отметили высокий образовательный и воспитательный уровень уроков и внеклассной деятельности, проводящейся в гимназии № 139 города Казани, Высокий профессионализм учителей, мудрая и систематическая организаторская деятельность директора Т.С. Борер позволяет успешно готовить учеников к будущей профессиональной деятельности, с высоким уровнем знаний по всем предметам, а самое главное – формировать в учениках высоконравственные качества гармоничной Личности.
Завершился методический семинар заседанием методической секции конференции. Большой интерес вызывали выступления: И.Г.Корниловой учителя гимназии № 96, г. Казани «К вам душа так радостно влекома…» (Урок-мастерская, посвященный 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой), московских учителей Е.В. Корчиго (СОШ № 283, г. Москва) «Отечественная война 1812 года в проектно-исследовательской деятельности школьников» и Т.В. Сафоновой (СОШ №1449, г. Москва) «Развитие творческих способностей учащихся в процессе ознакомления с литературным произведением (из опыта работы над повестью В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», 10 класс)», учителя СОШ № 80 г. Казани Ф.С. Литвиной «Применение метода «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно на уроках литературы».
Выступление сопредседателя методического семинара доцента Набережночелнинского педагогического университета В.А. Сонькина «Роль диалога культур в формировании коммуникативных компетенций на уроках литературы» подвело итоги данного методического семинара и наметило перспективы для дальнейшей работы в области методики преподавания гуманитарных дисциплин в школе.
Оргкомитет XV Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»)» выражает огромную благодарность директору гимназии № 139 г. Казани Т.С. Борер, учителям и учащимся за высокий уровень проведения выездного методического семинара.
Профессор кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК им. Льва Толстого КФУ,
доктор педагогических наук А.Ф.Галимуллина