04 декабря 2020 г. в Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ по традиции состоялась IV Всероссийская конференция-конкурс учащихся имени Льва Толстого. В работе конференции участвовали школьники различных классов, учащиеся гимназий и колледжей. Состав ребят порадовал широкой географией – в работе секций Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации приняли участие молодые люди не только из городов Татарстана, таких как Казань и Альметьевск, а также из республиканских районов, таких как Балтасинский и Пестречинский районы. В конференции также приняли участие учащиеся из других регионов и крупных городов России: Сыктывкара, Оренбурга, Чебоксар. Работа секции началась со знакомства участников с Институтом филологии и межкультурной коммуникации, после чего участники, научные руководители, выступающие и члены жюри перешли к непосредственной работе секции.
ВШРЯМК организовала работу в рамках направления: «Восток-Запад: диалог языков и культур». В ходе работы секции были представлены доклады, охватывающие широкий круг вопросов, связанных не только с сопоставлением языков и культур, но и с теорией и практикой перевода, интерпретацией литературных произведений, страноведческой тематикой.
В современном мире в ситуации глобализации проблема взаимопонимания между народами становится всё более и более острой. Сегодня жизнь предъявляет высокие требования к жителям практически всех стран, в связи с этим, и содержание докладов, представленных на обсуждение жюри, отражало одну из главных задач сегодняшнего общества – через лучшее понимание и сравнение особенностей научиться преодолевать трудности, возникающие при контактах, общении, а иногда и столкновении представителей разных культур, что обусловлено различием их исторического, политического и культурного развития. Все доклады вызвали значительный интерес аудитории, многие участники задавали докладчикам вопросы, уточняя различные детали и принимая активное участие в обсуждении.
Всего в секции данного направления было представлено 14 докладов. Выступления участников обладали логикой изложения, которые сопровождались мультимедийными презентациями. Доклады были представлены на русском и татарском, а языки исследования не ограничились только государственными языками РТ. Докладчики уверенно использовали приемы сравнительно-сопоставительного анализа чувашского, китайского, татарского и английского языков. Стоит отметить убедительность рассуждений, эрудированность юных авторов при презентации своих научных работ, а также при ответах на вопросы и участии в дискуссиях. Не могли не порадовать членов жюри и продемонстрированные участниками в рамках защиты проектов красочные тематические поделки, иллюстрированные буклеты собственного изготовления, а также вживую исполненные отрывки из татарских народных песен.
В конце заседания секции члены жюри объяснили критерии, предъявляемы к работам и постарались словами поддержки мотивировать школьников на дальнейшее участие в конференциях такого уровня. Особо хочется отметить, что научные руководители не только сопровождали школьников, но и оказывали психологическую поддержку своим подопечным, помогая им настроиться на выступления и корректно презентовать свой материал. Несмотря на юный возраст, участники конференции в секции «Восток-Запад: диалог языков и культур» показали глубокое знание своих тем, логично выстраивали структуру докладов, аргументированно отвечали на вопросы. У членов жюри сложилось впечатление о тщательной подготовке ребят к мероприятию, серьезном отношении к исследовательской работе и о стремлении ребят продолжать творческие поиски в данном направлении.
В заключение ребята и их научные руководители с благодарностью отметили профессионально организованную и проведенную конференцию и положительные эмоции от участия в ней. Педагоги особо подчеркнули проявленное доброжелательное отношение к детям, искренний интерес организаторов и детей к работам, теплую и творческую атмосферу, последующий анализ докладов. Участники секции выразили признательность за предоставленную возможность поучаствовать в конференции и получить бесценный опыт, т.к. именно после таких конференций у ребят появляется желание продолжать работать и творить.
Таким образом, можно сделать вывод, что данного рода мероприятия, несомненно, способствуют развитию научного и творческого потенциала юного поколения, оказывают положительное воспитательное воздействие на детей, а также служат для них примером того, как организуются и проводятся научно-исследовательские форумы, конференции, саммиты высокого уровня.
Материал предоставлен кафедрой контрастивной лингвистики (Туганова С.В., Бикмуллина Э.Р., Измайлова Г.А.).