Методология современного образования предполагает модернизацию его содержания и форм, расширяющих образовательное пространство и побуждающих студентов к творчеству, формирующих их культуру, личностные качества. Сегодня магистрам ИФМК им. Толстого предлагается освоить профессиональные компетенции не только в учебных аудиториях Казанского университета, но также использовать образовательный потенциал других «просветительных» центров нашей республики.
Совсем недавно магистры, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование (художественное образование)», побывали в музее Е.А.Боратынского, где не только познакомились с интересной экспозицией (документами, книгами, портретами, предметами быта), но и с музейным комплексом в целом, задуманным и реализованным как просветительский проект. Беседа, проведенная с магистрами в данном контексте, стала наглядным и эмоциональным подтверждением теоретических аспектов изучаемого ими лекционного курса «Современная методология художественно-просветительской деятельности». Студенты узнали о целях и задачах, решаемых коллективом работников музея, о проблемах, которые возникали в процессе создания концепции музея и ее реализации, не остались без внимания и вопросы материально-технического обеспечения, спонсорской помощи, а также планы, связанные с научной и просветительской деятельностью музея. Интересна для магистров была история старинного особняка на ул. Горького, а также тот факт, что в усадьбе Боратынских долгие годы располагалась детская музыкальная школа им. П. Чайковского №1, что, возможно, и спасло деревянное здание от разрушения. Свой современный воссозданный облик музей получил в результате реставрации, после которой с 29 августа 2015 г. началась новая жизнь усадьбы - музея Боратынских.
Делясь своими впечатлениями о лекции, проведенной руководителем музея Ириной Васильевной Завьяловой, студенты отметили ее удивительно располагающую к общению манеру вести не лекцию, а доверительную беседу о нескольких поколениях владельцев и гостях усадьбы Боратынских, «держать» внимание слушателей интересными деталями из жизни семьи поэта и его знаменитых друзей А.Дельвига, А.С.Пушкина. В своей работе музей использует и современные интерактивные средства, благодаря которым слушатели погружаются в атмосферу провинциальной культуры конца XVIII - начала XX века, знакомятся с историей дворянской усадьбы. В экспозиции магистров привлекли также редкие издания XIX века, фотографии и личные вещи известного востоковеда, профессора Казанского и Петербургского университетов А.К.Казем-Бека (родственника Е. А. Боратынского), портреты членов семьи и наследников поэта. Студенты обратили внимание на то, как бережно хранятся в музее обогащающие экспозицию дары посетителей и спонсоров, их удивили проекты музейной педагогики: просветительские концертные программы, музыкально-поэтические вечера, детские праздники и балы в традициях XIX века. Студенты были впечатлены увиденным и услышанным, в дальнейшем эти впечатления и новые знания они обобщили и представили на занятии в презентации «Опыт художественно-просветительской деятельности».
….Экскурсия длилась 2,5 часа, но время пролетело незаметно. «Мы как будто бы погрузились в события прошлого «с головой» и пережили их», – написала магистр Дарья Заудалова, с ней соглашается Диана Островская и другие студенты. А Рания Каюмова сделала замечательные фотографии, в них интерес, эмоции и увлеченность услышанным, посмотрите и вы это увидите.
Источник информации: Файзрахманова Л.Т., доктор пед. наук, доцент кафедры татристики и культуроведения ИФМК им. Л. Толстого КФУ