23 января 2020 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации торжественно открылась XVII Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»)». Конференция проводится ежегодно совместно Министерством образования и науки РТ и Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Оргкомитет возглавляют сопредседатели: заместитель министра образования и науки РТ, к. ф.-м. н. Поминов Андрей Иванович и заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы КФУ, профессор, д.ф.н. Несмелова Ольга Олеговна.
На открытии конференции с приветственным словом выступил заместитель директора Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ профессор И.Э. Ярмакеев, который отметил уникальность этого праздника науки и искусств, который объединяет исследователей литературы и искусств разных поколений: от ученика и студента до ведущих ученых-литературоведов.
Директор высшей школы русской и зарубежной филологии ИФМК КФУ профессор Р.Ф. Мухаметшина отметила большое воспитательное и просветительское значение конференции и пожелала успешной работы всем участникам и организаторам. Она выразила большую радость, что конференция ежегодно собирает исследователей в различных областях гуманитарных наук: литературоведов, лингвистов, историков языка и культуры, а также учеников и школьных учителей.
В 2020 году в конференции принимают участие ученики, студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели вузов России, городов Москва, Ульяновск, Ижевск, Лагань, Казань, Бугульма, Альметьевск, Актаныш, Буинск, Лаишево, Зеленодольск, Чистополь, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, а также сельских школ Апастовского, Арского, Дрожжановского, Лаишевского, Тетюшского, Менделеевского, Зеленодольского, Агрызского, Кукморского районов Республики Татарстан. Следует отметить, что количество и география участников конференции ежегодно расширяются.
Четвертый раз приезжает многочисленная делегация учеников многопрофильной гимназии города Лагань (Республика Калмыкия) под руководством Зои Михайловны Очировой.
Ежегодно делегация учеников и учителей московской школы № 1449 под руководством учителя Татьяны Вячеславовны Сафоновой участвует с докладами по результатам инновационных творческих проектов. Этот год не стал исключением: вызвал неподдельный интерес их доклад «Создание авторской куклы на основе литературно-театральных ассоциаций» с демонстрацией кукол, сделанных самими учениками.
2020 год в нашей стране объявлен Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, в этой связи заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы профессор Ольга Олеговна Несмелова выступила на пленарном заседании конференции с докладом на тему «Война, фашизм, Холокост средствами нон-фикшн». Многие участники конференции проявляют большой интерес к современной литературе и культуре, о чем свидетельствуют доклады, заявленные в программе ученических и студенческих секций.
На пленарном заседании конференции доцент кафедры русской и зарубежной литературы А.С. Афанасьев рассказал об истории и перспективах изучения русской рок-поэзии, а доклад доцента этой же кафедры З.Р. Зиннатуллиной был посвящен специфике феномена монстров в современном кинематографе, который она выявляет на примере творчества Гильермо Дель Торо.
По сложившейся традиции на торжественном открытии конференции преподаватели кафедры русской и зарубежной литературы: профессоры В.Б. Шамина, А.Н. Пашкуров, доценты А.С. Афанасьев, Р.Ф. Бекметов, ст. преподаватель Е.В. Зуева, ассистент А.Р. Шевченко – представили календарь литературных юбилеев зарубежных, русских и татарских писателей 2020 года (А. Грибоедов (225 лет), Е. Баратынский (220 лет), К. Рылеев (225 лет), А. Блок (140 лет), И. Бродский (80 лет), В. Инбер (130 лет), Сагит Рамиев (140 лет), Наби Даули (110 лет), Хасан Туфан (120 лет), У. Вордсворт (250 лет), П. Беранже (240 лет), Д. Родари (100 лет), сопровождаемый мультимедийной презентацией и чтением стихов и прозаических отрывков из художественных произведений.
На пленарном и секционном заседаниях конференции были представлены доклады, раскрывающие проблемы изучения поэтики художественных произведений, диалога литератур и культур, а также взаимосвязям различных видов искусства. Конференция предполагает ведение систематической просветительской деятельности среди учащихся и молодежи с целью формирования навыков филологического анализа текста и любви к художественному слову.
В течение трех дней была организована работа 7 секций: на четырех ученических секциях выступили с докладами 60 учеников, а также на специальных секциях студенты и магистранты, аспиранты и преподаватели рассказали о результатах своих научно-практических исследований, учителя школ обменялись опытом в преподавании гуманитарных дисциплин на методической секции и во время выездного круглого стола в лицее № 78 «Фарватер» города Казани.
Всего подали заявки на участие в конференции 2020 года более 200 человек. Доклады участников Конференции оценивались руководителями секций: профессорами и доцентами кафедр Казанского (Приволжского) федерального университета,
В первой секции «Литература XIX – первой половины ХХ века» выступили с докладами учащихся школ Казани, а также приняли участие юные исследователи из Москвы, Ульяновской области, Чистополя, Зелено-дольска, Апастовского и Нурлатского райнов Республики Татарстан.
Юных участников интересовала обширная панорама проблем литературоведения и смежных с ним дисциплин: здесь и системные обзоры истории словесности под «знаком» определенного символа культуры («Функция денег в жизни героев русской литературы»), и текстологическое погружение в историю создания определенного произведения (тематический диапазон докладов был весьма широк: от черновиков 6-ой главы романа «Евгений Онегин» до легендарного стихотворения-песни М. Исаковского «Катюша»), и психологические диалоги писателя с современной ему литературной культурой (на примере поэтики М.И. Цветаевой), и цвето-световая палитра произведений (в докладе, посвященном романной трилогии И.С. Шмелева), и проблемы генезиса какого-либо явления в литературной культуре России (на примере истории создания Царскосельского Лицея), и грани языковой и стилевой игры в мире художественного произведения.
Ученики творчески подошли к своим выступлениям, приготовили презентации, свои рисунки, альбомы. Доклады и презентации были выполнены на достойном творческом уровне, вполне уверенно держались участники и в ответах на вопросы аудитории.
Доклады учеников, представленные во второй секции «Современная литература», отличались разнообразием тематики, обращением к современному литературному материалу, актуальностью проблематики, которая включала в себя и поиск героя времени в современной литературе, и проблемы детской жестокости, памяти о Холокосте, веры, семьи и др.
В лучших докладах проявились аналитические способности школьников, знание теории литературы. Можно отметить доклады К. Артамоловой «Образ избы в одноименном рассказе В.Г. Распутина», И. Махмутовой «Миф о Пушкине в романе Д. Быкова “Код Онегина”», Г. Статкевича «Судьба и Вера в романе Г. Яхиной "Зулейха открывает глаза"», Э. Хамидуллиной «Эпистолярный роман в современной литературе».
Третья ученическая секция «Компаративистика» была посвящена разным аспектам современной компаративистики, а также вопросам взаимодействия русской и зарубежной литератур. В частности, анализировалась мифологическая основа произведений Б. Акунина и П. Акройда, басни Ж. Лафонтена, И. Крылова и С. Моэма, творчество А.С. Пушкина и Дж. Байрона. Юные исследователи в своих докладах рассмотрела взаимодействие разных видов искусств: литературы и живописи. В докладе Р.Д. Казакова оригинально и самостоятельно проводилось сравнение между стилем творчества С. Аксакова и М. Мавровской.
Юные участники из Колмыкии ведут исследования этнологического и фольклорного характера, в частности, большое впечатление произвел доклад Ники Лиджи-Горяевой на тему «Головной убор как самая выразительная часть убранства народного костюма женщин (на примере калмыцкого, русского и казахского народов»).
Выступления учеников четвертой секции «История культуры и эстетика» были посвящены различным аспектам изучения современной литературы и культуры, а также взаимодействию искусств. Участники, в основном, акцентировали внимание как на локальной истории (семейные реликвии, народный эпос, традиции), так и на «большой» истории (тема второй мировой войны, история королевских династий, отражение исторических событий в фольклоре и литературе). В докладах был представлен анализ разных видов искусств, начиная с живописи и заканчивая прикладным искусством.
Студенты работали в двух подсекциях пятой секции «Литературоведение и история культуры». Среди участников были студенты и магистранты Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного института культуры, Набережночелнинского государственного педагогического университета и Удмуртского государственного университета.
Тематика докладов охватывала фольклор и литературный процесс, начиная с XVIII века и до новейшей литературы: рок-поэзии и романа Е.Г. Водолазкина «Лавр». Несколько докладов было посвящено разным аспектам изучения фольклорной и литературной сказки: функционирование фольклорных сюжетов и мотивов в творчестве Л. Чарской (доклад Д.И. Залялеевой), поэтика сказок Д. Сабитовой (доклад Н.Н. Михеевой), сравнительное изучение сказок разных народов как способ воспитания толерантности у учащихся (доклад С.А. Сизой и В.В. Державиной).
Большое впечатление на слушателей произвел доклад Е.А. Шакировой, посвященный молитвенной традиции закамских удмуртов в ее ритуальном и эстетическом планах. Репрезентативностью материала и продуманностью выводов отличался доклад Л.Н. Хамидуллиной «Феномен Павла I в русской исторической прозе». В докладе И.Я. Рыбакова о рецепции творчества удмуртских детских писателей в критике и литературоведении эпохи «оттепели» выделена важная тенденция национального историко-литературного процесса этого времени, указывающая на повышенный интересе к проблеме героя.
На научно-практических конференциях ученики и студенты получают опыт проведения научного исследования на литературоведческие культурологические и искусствоведческие темы, навыки публичного представления и защиты результатов своего исследования, а также имеют возможность получить квалифицированные советы и наставления от ведущих ученых Казанского федерального университета по дальнейшему совершенствованию своих исследований, перспективным аспектам для дальнейшей работы. Как правило, многие участники ученических секций, начиная с 8 класса ежегодно приезжают на конференцию «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»)», что позволяет проследить рост их научно-исследовательских навыков и умений.
За семнадцатилетнюю историю конференции мы можем назвать нескольких учеников и студентов, которые прошли все этапы становления ученого-литературоведа: от ученического доклада до успешной защиты кандидатской диссертации (например, Ренат Бакиров, выпускник татарской гимназии им. Ш. Марджани, ныне кандидат филологических наук). Таких примеров очень много! Ежегодно на ученических секциях нашей конференции успешно выступают многочисленные делегации лицея № 9 им. А.С. Пушкина города Зеленодольск, Нурлатской СОШ Зеленодольского района РТ, лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ, лицея № 78 «Фарватер», гимназии № 7, СОШ № 84, гимназии № 96, гимназии № 139, лицея-интерната № 7 города, гимназии-интерната № 4, татарской гимназии № 17, Казани, СОШ им. С.А. Ахтямова с.Манзарас Кукморского района РТ, лицея Иннополис г. Иннополис Зеленодольского района РТ и других, что содействует проведению целенаправленной профориентационной работы среди творческой молодежи нашей республики.
В ходе конференции был проведен конкурс на лучшие ученические и студенческие доклады, победители – награждены грамотами, а статьи школьников-победителей по сложившейся традиции будут опубликованы в специальном разделе сборника по итогам конференции, что служит стимулом для совершенствования научно-исследовательской деятельности учащихся.
Галимуллина Альфия Фоатовна, заместитель председателя оргкомитета конференции, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК КФУ, док. пед. н.