21–22 февраля 2019 года студенты Высшей школы национального образования и культуры имени Г. Тукая ИФМК КФУ, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Музыка и дополнительное образование в билингвальной среде», Сафина Камиля и Салихов Ридаль приняли участие в работе Всероссийской конференции (с международным участием) «Школа молодых ученых-исследователей всемирного культурного наследия», проходившей на базе ИМО КФУ.
В рамках Школы, где рассматривались вопросы истории, археологии, арабистики, лингвистики, тюркологии, востоковедения и др., студенты-музыканты представили этноорганологические аспекты исследования татарских традиционных музыкальных инструментов.
Органология – отрасль музыковедения, которая занимается изучением музыкальных инструментов, их конструкции, тембровых и акустических свойств, а также классификацией их типов и видов. Основное направление этноорганологии – изучение национальных музыкальных инструментов, их конструкции и репертуара.
Доклад Сафиной Камили был посвящен татарской инструментальной культуре, являющейся одной из материальных форм выражения национальной индивидуальности. В музыкальных инструментах заложен своего рода звуковой «автопортрет» нации с его уникальным внешним видом, звукоизвлечением, тембром, репертуаром и духовной неповторимостью.
Выступление Салихова Ридаля сопровождалось исполнением на национальных музыкальных инструментах – кубызе, разновидностях курая, окаринах, что вызвало необычайный интерес слушателей, среди которых были представители из Китая, а также разных регионов России.
Актуальность данного направления определяется постепенным, неумолимым исчезновением носителей традиционной инструментальной культуры, а вместе с ними реального звучания и практики изготовления инструментов в народной среде; перспективой усовершенствования музыкальных инструментов для использования их в современной образовательной и исполнительской практике, значением народных инструментов как материальных носителей звучащей истории быта в познании этногенетических проблем.
Участие студентов в научных мероприятиях содействует обмену исследовательским опытом в межрегиональном и международном научно-образовательном пространстве по исследованию вопросов всемирного культурного наследия, способствует активизации наукотворческого потенциала студенческой молодежи.