22 марта в рамках ежегодной студенческой конференции на кафедре русского языка и методики его преподавания работали три секции. В работе конференции приняли участие студенты 2-5 курсов и магистранты 1 и 2 года обучения из России, Туркменистана, Узбекистана, Китая. На секциях присутствовало большое количество слушателей, которые приняли активное участие в обсуждении докладов, в определении лучших докладчиков.
Секция «Лексикология, семиотика, лингвокультурология: методический аспект» объединила доклады, посвященные актуальным вопросам русского языка и культуры речи, рече-поведенческим тактикам учителей-словесников, речевому портрету интернет-пользователей, методике обучения русскому языку как родному и неродному в средней школе. Наиболее высокую оценку слушателей получили доклады Алишевой Л.А. (3 курс) «Рече-поведенческие тактики учителя русского языка», Давыдовой Ю.В. (4 курс) «Речевой портрет видеоблогера (на материале ольфакторных влогов)» (они заслужили 1 место), Артюхиной В.А. (3 курс) «Неологизмы эпохи коронавируса (на материале сложных слов)» и Самигуллиной А.И. (3 курс) «Изучение политической лексики в старших классах средней школы» (им присудили 2 место).
Преподаватели и студенты задавали докладчикам вопросы, и отвечающие уверенно отстаивали свою точку зрения и свои научные выводы. Руководили секцией доктор филологических наук, доцент Н. И. Файзуллина и кандидат филологических наук, доцент Т. А. Корнеева.
Работа секции «Актуальные вопросы обучения грамматике и словообразованию в школе» была посвящена обсуждению дискуссионных вопросов современного языкознания и особенностей их отражения в школьном курсе русского языка. Общий уровень представленных докладов был достаточно высоким. Исследовательские работы касались актуальных вопросов методики преподавания грамматики русского языка, формирования лингвистической компетенции и универсальных учебных действий учащихся средней школы.
Наиболее интересными были признаны доклады Бабиной Е.А. (4 курс) «Нерегулярные морфемы в русском языке» и Бешаровой Р.Р. (3 курс) «Текстообразующие функции производных слов в произведении А. Иванова «Географ глобус пропил» (у докладчиков 1 место), а также Байрамовой А.Д. (4 курс) «Производные существительные в поэме М. Лермонтова «Мцыри» и Изморосиной А.Е. (4 курс) «Формирование лингвистической компетенции при изучении синтаксиса простого предложения в средней школе» (2 место).
Устные выступления докладчиков сопровождались мультимедийными презентациями, иллюстрирующими положения докладов. Рассуждения были убедительными. Каждое выступление заканчивалось активной дискуссией, в которой авторы проявили эрудицию, хорошую языковую и теоретическую подготовку. Работой секции руководили доктор филологических наук, профессор И.В. Ерофеева и кандидат филологических наук, доцент Л.А. Усманова.
На секции «Художественный текст и инновационные технологии в обучении русскому языку» были представлены доклады, посвященные актуальным вопросам лингвистического анализа художественного текста, применению новых методов (кроссенс-метод, кейс-метод, электронно-образовательные контенты на уроках русского языка, возможности Национального корпуса языка для формирования исследовательских навыков учащихся в школе и др.). Выступили студенты 3-5 курсов из России, Туркменистана, Китая.
Первое место заняли Латыпова Э.Р. (3 курс) («Метод кроссенс в школьной практике») и Султанова Э.А. (5 курс) («Лексические средства выражения иронии у М.Е. Салтыкова-Щедрина»). На втором месте – Шипаева К.Н. (3 курс) с докладом «Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности», Алеева О.А. и Лисняк Е.Д., тема доклада: «Возможности Национального корпуса языка для формирования исследовательских навыков учащихся»).
Все присутствующие на секции задавали вопросы, активно обсуждали доклады. Это показало интерес студентов к новым возможностям в преподавании русского языка, поиску путей повышения уровня грамотности, усилению мотивации к изучению русского языка. Руководили секцией кандидат педагогических наук, доцент Н. П. Ячина и старший преподаватель И. И. Низамбиева.
В работе конференции приняли участие не только студенты, у которых уже есть опыт подобных выступлений, но и «новички» – студенты 2-3 курсов, в том числе участники научного кружка «Лингва».
Хочется поблагодарить всех научных руководителей и студентов и пожелать им дальнейших успехов и плодотворной научной работы.
Источник информации: кафедра русского языка и методики его преподавания