1 апреля в рамках ежегодной студенческой конференции на кафедре русского языка и методики его преподавания ИФМК работали три секции. В работе конференции приняли участие студенты 3, 4 и 5 курсов и магистранты 1 и 2 года обучения. Среди выступающих были как российские, так и иностранные студенты. На секциях присутствовало большое количество слушателей, которые приняли активное участие в обсуждении докладов, в определении лучших докладчиков.
Секция «Актуальные вопросы обучения лексикологии и фразеологии в школе» объединила доклады, посвященные изучению пословиц и поговорок, фразеологизмов, а также синонимов, омонимов, заимствованных слов и диалектизмов в школьном курсе русского языка. Студенты активно занимаются поиском инновационных подходов в формировании коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся на уроках русского языка, и они с удовольствием поделились своими идеями и разработками. Наиболее высокую оценку слушателей получили доклады Костиной З.М. (4 курс) «Методика изучения заимствованной лексики на основе современных интерактивных технологий», Паливоды К.А. (4 курс) «Категория сравнения в русском языке: лингвометодический аспект исследования», Довлетовой Ю. (4 курс) «Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся при изучении слов-концептов на уроках русского языка (на материале концепта «Дружба»)» и Ли Фэна (магистранта 1 г.о.) «Изучение диалектной лексики на уроках русского языка». Доклады были выслушаны с большим вниманием, студенты и преподаватели задавали вопросы, и отвечающие уверенно отстаивали свою точку зрения и свои научные выводы. Руководили секцией кандидат филологических наук, доцент Ю.К. Лукоянова и кандидат филологических наук, доцент С.С. Сафонова.
Работа секции «Актуальные вопросы обучения грамматике и словообразованию в школе» была посвящена обсуждению дискуссионных вопросов современного языкознания и особенностей их отражения в школьном курсе русского языка. Общий уровень представленных докладов был достаточно высоким. Исследовательские работы касались актуальных вопросов методики преподавания грамматики русского языка, формирования лингвистической компетенции и универсальных учебных действий учащихся средней школы. Многие участники рассказали о результатах проведенного педагогического эксперимента, которые подтвердили основные выводы исследования.
Наиболее интересными были признаны доклады Лотфуллиной А.Н. (5 курс) «Особенности изучения категории числа имён существительных в школе»; Халиловой Г.А. (4 курс) «Трудности изучения словообразования с лингвистической точки зрения»; Нурбердиевой Г. (4 курс) «Формирование грамматических норм учащихся в процессе изучения способов связи слов в словосочетаниях на уроках русского языка»; Каландаровой А., Худайбергеновой М. (3 курс) «К вопросу о сложностях освоения категории вида глагола туркменскими студентами».
Устные выступления докладчиков сопровождались мультимедийными презентациями, в том числе аудио и видеофрагментами, иллюстрирующими положения докладов. Рассуждения были убедительными. Каждое выступление заканчивалось активной дискуссией, в которой авторы проявили эрудицию, хорошую языковую и теоретическую подготовку. Работой секции руководили доктор филологических наук, доцент Н.И. Файзуллина и кандидат филологических наук, доцент Т.А. Корнеева.
В ходе работы работе секции «Художественный текст и инновационные технологии в обучении русскому языку» обсуждались актуальные проблемы преподавания русского языка в средней школе. Среди них вопросы, связанные с изучением языковых особенностей художественных текстов классиков русской литературы: С. Есенина, М.. Зощенко, М.Ю. Лермонтова. В докладах Султановой Э.А., Михайловой С.Е., Лю Синьсинь были рассмотрены языковые особенности произведений данных поэтов и писателей и возможности использования разработанных студентами лингвистических комментариев в школьном курсе русского языка, в том числе при подготовке к ЕГЭ.
Также целый ряд докладов участников был посвящен инновационным компьютерным технологиям в практике преподавания русского языка. В докладах Помогаевой Е.С., Сызгановой А.И., Мирсаевой А.А. были представлены исследования новых подходов к образовательной деятельности, рассмотрены возможности использования различных интернет-платформ, электронных образовательных ресурсов, ТРИЗ-технологий в учебном процессе. Доклад Соколовой В.О. был посвящен историческому комментированию на уроках русского языка. Все присутствующие на секции задавали вопросы, активно обсуждали доклады. Это показало интерес студентов к новым возможностям в преподавании русского языка, поиску путей повышения уровня грамотности, усилению мотивации к изучению русского языка. Руководили секцией преподаватели профильной кафедры русского языка и методики его преподавания: доктор филологических наук, профессор И.В. Ерофеева, кандидат филологических наук, доцент Л.А. Усманова и ассистент А.В. Ганицева.
Хочется поблагодарить всех научных руководителей и студентов и пожелать им дальнейших успехов и плодотворной научной работы.
Источник информации: преподаватели кафедры русского языка и методики его преподавания Ерофеева И.В., Корнеева Т.А., Лукоянова Ю.К., Сафонова С.С., Усманова Л.А., Файзуллина Н.И.