29 марта 2018 года в рамках Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ прошла работа двух секций кафедры татаристики и культуроведения ИФМК им. Льва Толстого: «Актуальные вопросы педагогики искусства» и «Проблемы теории, истории и менеджмента искусства».
Выступления студентов на секции «Актуальные вопросы педагогики искусства» были посвящены актуальным проблемам художественного образования в области музыкального, хореографического, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Среди них: вопросы развития визуальной, слушательской, исполнительской, национальной культуры, музыкальных и творческих способностей, различные аспекты эстетического, нравственного воспитания, арт-технологий и интеграции искусств. Несомненной актуальностью обладали доклады магистрантов В.П. Шакировой на тему «Эмоциональное развитие младших школьников средствами интеграции искусств в учреждении дополнительного образования» (науч. рук. – доц., к. п. н. С.В. Каркина); Н.А. Столяровой «К проблеме воспитания целостного представления о музыкальном искусстве у учащихся старших классов на предметах теоретического цикла в ДМШ» (науч. рук. – доц., к. п. н. Е.А. Дыганова); Э.И. Раимовой «Воспитание национальной культуры бакалавров средствами кожаной мозаики» (науч. рук. – проф., д. п. н. З.М. Явгильдина). Прикладной характер имели научные исследования О.Н. Плотниковой, раскрывшей технологии формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне (науч. рук. – доц., к. п. н. Е.А. Дыганова) и Д.А. Шайхиевой, представившей особенности нравственного воспитания подростков средствами татарского песенного фольклора во внеучебной деятельности (науч. рук. – доц., к. п. н. С.В. Каркина). Необходимо отметить участие начинающих исследователей, студентов младших курсов - Э.И. Бакировой, осветившей авторский подход к развитию образного мышления младших школьников в классе фортепиано на основе взаимодействия видов искусств и М.М. Ибрагимова, который достаточно убедительно охарактеризовал внеурочную деятельность как среду музыкально-эстетического воспитания младших школьников (науч. рук. – доц., к. п. н. Е.А. Дыганова).
Доклады, представленные в секции «Проблемы теории, истории и менеджмента искусства», раскрывали историко-теоретические аспекты развития музыкального и изобразительного искусства, отражали современные подходы в исследованиях художественного творчества.
Большая часть докладов была посвящена ретроспективному анализу искусства в контексте мировой и отечественной культуры. Альбина Сафина (науч. рук. – д-р пед. наук, доц. Л.Т. Файзрахманова) раскрыла особенности развития жанра фортепианного концерта в творчестве татарских композиторов (на примере концертного наследия Рустема Яхина и Рашида Калимуллина). Алина Сухова (науч. рук. – канд. ист. наук, доц. Ю.А. Мартынова) осветила историю развития вокального образования в Санкт-Петербурге и Москве. Ирек Яппаров (науч. рук. – канд. ист. наук, доц. Ю.А. Мартынова) охарактеризовал становление и развитие исполнительского искусства игры на баяне в России. Рания Каюмова (науч. рук. – канд. иск., доц. Н.В. Шириева) представила основные вехи истории художественной фотографии. Рустем Аубакиров (науч. рук. – канд. пед. наук, доц. Г.И. Батыршина) обозначил этапы развития копирайтинга в контексте истории рекламы.
В выступлениях докладчиков были затронуты вопросы интерпретации произведений искусства на основе междисциплинарных подходов. Диана Байтурина (науч. рук. – канд. пед. наук, доц. Г.И. Батыршина) проанализировала проявление архетипа девы-воительницы в фольклоре, произведениях искусства прошлого и современности. Диана Островская (науч. рук. – д-р пед. наук, доц. Л.Т. Файзрахманова) рассмотрела проблему интерпретации элементов народного орнамента в дизайне общественного интерьера как способа сохранения традиционной культуры народов Татарстана.
Ряд докладов был посвящен проблеме изучения художественных традиций в образовательном процессе и их развития в детском творчестве. Анастасия Михальченко (науч. рук. – канд. иск., доц. Н.В. Шириева) представила авторскую методику этнокультурного воспитания учащихся средствами тканевой росписи (батика). Дарья Заудалова (науч. рук. – канд. пед. наук, доц. С.В. Каркина) раскрыла технологию обучения приемам стилизации учащихся средствами линогравюры.
Участники конференции убедительно продемонстрировали владение исследовательскими компетенциями, мастерством докладчика, умение лаконично и точно отвечать на вопросы слушателей и демонстрировать исследовательский материал в презентациях. Пожелаем студенчеству успехов в научной деятельности!