Учебно-научные лаборатории
На кафедре функционирует учебно-научная лаборатория музыкального фольклора Татар и народов Поволжья, основанная в рамках проекта РГНФ №14-16-16006 «Этномузыкальные традиции народов Поволжья: педагогический аспект». Руководителем проекта является кандидат педагогических наук, доцент кафедры Н.Х. Нургаянова. Сотрудниками лаборатории проводятся научно-практические исследования в сфере этномузыкологии и этнопедагогики.
В ходе реализации проекта РГНФ (2014-2015 гг.) формирование этнической культуры личности посредством этномузыкальных традиций народов Поволжья рассмотрено с позиций совокупности ценностей народов Поволжья, включающих произведения искусства, фольклор народов во взаимодействии с другими культурами, особенности искусства народов Поволжья проживающих в Республике Татарстан, национальные традиции и обычаи.
Проведенный комплексный теоретический анализ показал, что в своем историческом развитии музыка народов Поволжья от самых истоков непрерывно накапливала духовные и эстетические ценности, несущие нравственно-эстетическое, экологическое содержание и имеющие высокий педагогический потенциал.
Важным аспектом исследования явилось определение этнорегиональной специфики аутентичной народной музыки в совокупности с материалами, отражающими контекст бытования определенной фольклорной системы, особенности манеры пения, композиционного строения в области метроритмики, ладоинтонационной организации, монодии или многоголосия с последующим педагогическим анализом. С этой целью были совершены поездки по территории Республики Татарстан для изучения музыкального быта, культуры поволжских народов, сбора фольклорного материала. Состоялись встречи с этнофорами и носителями этномузыкальных традиций; участниками фольклорных коллективов в селах Кайбицкого района (с. Большое Подберезье, Бурундуки, Малые Меми, Старое Тябердино, Янсуринск); Лаишевского района (с. Никольское); Лениногорского района (с. Мордовская Кармалка); Бавлинского района (с. Покровский Урустамак,); Тетюшского района (с. Кильдюшево); Мензелинского района (с. Калтаково).
В настоящее время древние обряды и празднества, в некоторой степени сохраняя свои первоначальные функции, постепенно превращаются в значительный компонент современной народной праздничной культуры, приобретая театрализованную направленность. Сохранившиеся в течение многих веков обряды и праздники народов Поволжья свидетельствуют об их духовно-нравственном, культурологическом, экологическом, этнопедагогическом содержании.
Члены исследовательского коллектива провели изучение современных форм функционирования этномузыкальных традиций народов Поволжья на фольклорных праздниках и этнических фестивалях. Это – фестиваль тюркского мира «Урмай-Залида», проходивший в с. Урмаево Чувашской Республики; фестиваль русского фольклора «Каравон», татарский праздник «Түгәрәк уен», мордовские праздники «Балтай» и «Валда шинясь», чувашские праздники «Уяв» и «Учук», марийский праздник «Семык», удмуртский «Гырон Быдтон», праздник татар-кряшен «Питрау», детский фестиваль фольклорных коллективов «Моңлы тамчы» (Звонкая капель) проходившие в Республике Татарстан; а также молодежные и детско-юношеские фестивали, организованные на базе ИФМК им. Львс Толстого КФУ: «Весенняя Казань», «Казанская Лира», «Национальное достояние» и «Милли хазинә».
На фестивалях были проведены беседы, опросы и анкетирование местных жителей, гостей, зрителей, а также участников и руководителей творческих коллективов, что позволило выявить их ценностные ориентиры, знание традиций и этномузыкальной культуры народов Поволжья. В опросе приняли участие более 1050 человек, среди которых 437 детей – школьников от семи до семнадцати лет, проживающих в разных районах и городах Республики Татарстан и других республик Поволжья. Этнический состав респондентов представлен, в основном, коренными народами региона. Многие респонденты указали, что свои знания и любовь к музыке своего и других народов они приобрели не только в семье и школе, но и благодаря участию в фольклорных коллективах. Таким образом, участие детей и взрослых в фольклорных коллективах способствует «вживанию» в традиционную музыкальную культуру, как своего, так и других этносов. Участвуя в исполнительском процессе, школьники с детства познают истоки народной духовной культуры, что особо важно в подростковом возрасте, когда формируется самосознание, мировоззрение, нравственные убеждения.
Возрождение народных праздников способствует развитию традиционной культуры, сохранению музыкально-песенных традиций народов Поволжья, обогащению репертуара исполнителей новыми произведениями, а также взаимообогащению культур. Благодаря этническим праздникам у жителей появляется возможность проникнуться культурой разных народов, больше узнать их традиции, обычаи, а для поволжских этносов – это возможность сохранить и передать последующим поколениям своё культурное богатство.
Исследователями проведена работа по обобщению передового опыта педагогов-музыкантов, занимающихся этномузыкально-образовательной деятельностью, включающей как учебную работу - проведение уроков музыки, интегрированных уроков с этнокультурным компонентом, так и создание фольклорных коллективов, проведение народных праздников, внеклассных мероприятий по музыке, организацию музыкально-краеведческой деятельности и др.
Направленность на этнокультурное развитие студентов – будущих педагогов-музыкантов в высших и средних специальных образовательных учреждениях Республики Татарстан – Казанском федеральном университете, Арском, Тетюшском, Лениногорском и Набережно-Челнинском педагогических колледжах, формирование учебного репертуара из образцов народных песен, мелодий, инструментальных наигрышей и произведений региональных композиторов для его использования в будущей музыкально-просветительской деятельности реализуется через их включение в учебные программы по дисциплинам исполнительской и теоретической подготовки, включая сольные программы по классу музыкального инструмента, сольного и хорового пения, программы концертных и конкурсных мероприятий во внеаудиторной творческой деятельности, тематику научно-исследовательских и методических работ.
Сегодня использование педагогического потенциала песенного фольклора, традиционного музыкального инструментария приобретает новые формы, находит применение в школьной практике и системе дополнительного образования, что особенно важно в условиях городской среды, где естественный процесс постижения народной музыки путем преемственности ее через поколения постепенно утрачивается. Интересен многолетний опыт приобщения младших школьников к традиционному искусству руководителя детского ансамбля ложкарей, учителя музыки Казанской гимназии № 102 С.В. Подкопаева, когда весь класс на уроках музыки, осваивая игру на ложках, свистках и других доступных народных инструментах постепенно развивается в ансамбль.
Положительно влияет на всестороннее воспитание и образование, музыкальное развитие детей и юношества вокально-исполнительское творчество, которое воздействуя на эмоциональную сферу, развивает художественный вкус, воспитывает эстетическую культуру. Певческие традиции – язык общения народов, особая модель построения межнациональных коммуникативных ситуаций. В рамках опытно-практического этапа исследования Нургаяновой Н.Х. было разработано учебно-методическое пособие «Вокализы на основе мелодий народов Поволжья», выступающее как одна из форм знакомства с этнопевческой культурой коренных народов Среднего Поволжья – татар, русских, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов. Таким образом посредством приобщения учащихся к чистым истокам традиционной музыкальной культуры возможна интеграция различных национальных культур, знание которых способствует воспитанию толерантности и позитивного отношения к иным национальным традициям.
Включение культурных традиций народов многонациональной России в образовательный процесс играет решающую роль в формировании духовного облика новых поколений. Усвоение этнокультурных ценностей, прежде всего, зависит от оптимальной структуры учебно-воспитательной системы, эффективность которой будет зависеть от того, насколько полнее мы включаем в образовательный процесс духовную и традиционную культуру воспитания этносов, как важнейших компонентов этой системы. Поэтому обращение современного образования к педагогическому аспекту этномузыкальных традиций позволит создать фундамент культуры личности, сможет способствовать формированию национального самосознания и чувства патриотизма, т. к. через освоение художественных традиций различных этносов происходит приобщение подрастающего поколения к истокам традиционной культуры, складываются нравственные ориентиры, определяются особенности мировоззрения, менталитета и этнокультурной идентификация личности.
Материалы исследования отражены в научных статьях, публикациях; фотографии и видеоматериалы демонстрировались на научных конференциях и форумах, опубликовано двадцать статей, материалов и тезисов конференций, в том числе две статьи в журналах, включенных в базу цитирования SCOPUS, шесть статей в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.
По результатам проекта изданы монография и сборник исследовательских очерков:
- Этномузыкальные традиции народов Поволжья в условиях современного поликультурного образования: исследовательские очерки / Отв. ред. и составитель Н.Х. Нургаянова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 196 с.;
- Этномузыкальные традиции народов Поволжья: педагогический аспект: монография / Под. ред. Н.Х. Нургаяновой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – 236 с.
В настоящее время на базе лаборатории продолжается работа по изучению музыкального фольклора различных этнографических и локально-территориальных групп татар и народов Поволжья.
В 2016 году осуществлено исследование музыкальной культуры локальной этнической группы мордовского народа – мордвы-каратаев, на развитие которой оказали влияние финно-угорские, тюркские и славянские традиции Поволжского региона России. Благодаря чему музыка этой уникальной этнографической группы мордовского народа приобрела особую форму ассимиляции, представляющую собой синтез разных национальных музыкально-стилевых компонентов
В 2017 году проведено изучение этномузыкальных традиций сибирских татар, проживающих на территории Новосибирской области, а также татар-мишарей Ульяновской области.
Для сбора фольклорного материала, проведения бесед, анкетирования, интервьюирования этнофоров, исполнителей вокальных и инструментальных жанров народной музыки, изучения народных музыкальных инструментов, фольклорных праздничных действ с приуроченными к ним обрядами, играми, музыкальными состязаниями, фольклорными жанрами, с целью определения этнорегиональной специфики аутентичной народной музыки были осуществлены фольклорные поездки. Полученные результаты отражены в статьях зарубежных журналов, включенных в базу цитирования SCOPUS и WOS, а также в сборниках материалов конференций и форумов.
В целом, исследование этномузыкальных традиций Поволжья открывает большие возможности как в области совершенствования педагогического воздействия на подрастающее поколение, так и в области сохранения духовной культуры татарского народа и коренных этносов Поволжья.