Защиты выпускников профилей бакалавриата «Музыка» и магистратуры «Художественное образование» педагогического образования успешно прошли с использованием платформы «Microsoft Teams».
Исследования отвечали актуальным запросам отечественной художественно-образовательной практики, опирались на фундаментальные положения зарубежной и российской педагогической науки, включали эмпирическую проверку эффективности авторских педагогических разработок в сфере музыкального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. В качестве председателя государственной экзаменационной комиссии выступил Павел Петрович Терехов – доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, профессор Казанского государственного института культуры.
Выпускные квалификационные работы бакалавров кафедры татаристики и культуроведения ВШНКО им. Г.Тукая ИФМК профиля «Музыка» направления 44.03.01 «Педагогическое образование» заочной формы обучения были посвящены вопросам развития музыкальных способностей и навыков, личностных и творческих качеств, музыкально-эстетического воспитания обучающихся организаций общего и дополнительного образования.
В работах выпускников рассматривались возможности совершенствования музыкально-исполнительской и теоретической подготовки учащихся детских музыкальных школ средствами информационных технологий (студ. А.А.Ахметова, рук. – канд.психол.наук, доц. Ю.Л.Блинова; студ. Р.И.Фазулзянов, рук. – канд.пед.наук, доц. Н.Х.Нургаянова; студ. А.В.Фролова, рук. – канд.пед.наук, доц. С.В.Каркина; студ. А.А.Демина, рук. – канд.пед.наук, доц. Е.А.Дыганова), интегративного подхода (студ. Э.И.Бакирова, рук. – Е.А.Дыганова; студ. Р.А.Хабибуллина, Н.Р. Гимадиева, рук. – С.В.Каркина), музыкальной театрализации и музыкально-игровой деятельности (студ. А.Р.Юнусова, Р.Р.Аюпов, рук. – С.В.Каркина; студ. Р.Р. Гайсина, рук. – Н.Х.Нургаянова), здоровьесберегающих технологий (студ. В.В.Шилова, Ю.В.Крючкова, рук. – С.В.Каркина).
В ходе анализа проблем музыкального образования учащихся в общеобразовательной школе были раскрыты методические основы реализации национально-регионального компонента в духовно-нравственном воспитании средствами музыки (студ. Л.Т. Мухаметзянова, рук. – канд.пед.наук, доц. И.Ф.Камалова), развития вокально-хоровых навыков на уроках музыки (студ. Ю.А. Михайлова, рук. – И.Ф.Камалова), проанализирован потенциал взаимодействия школы и семьи в музыкально-эстетическом воспитании школьников (студ. М.М.Ибрагимов, рук. – Е.А.Дыганова). Часть работ освещала вопросы музыкального развития дошкольников: особенности социально-коммуникативного развития детей в музыкально-игровой деятельности (студ. Ф.И.Галеев, рук. – Е.А.Дыганова), формирования креативности детей в процессе музыкального воспитания (студ. Р.Р.Хафизова, рук. – Ю.Л.Блинова), нравственно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора (А.В. Бахмутова, рук. – Н.Х.Нургаянова) и др.
Студентам была предоставлена возможность выбора формы защиты (онлайн или традиционно, с личным присутствием), и несколько студентов не отказались от возможности очного представления результатов проведенного исследования.
Магистерские диссертации выпускников профиля «Художественное образование» направления 44.04.01 «Педагогическое образование» очной формы обучения кафедры татаристики и культуроведения и кафедры дизайна и национальных искусств ВШНКО им. Г.Тукая ИФМК отражали инновационные направления профессионального образования дизайнеров и хореографов, дополнительного художественного и музыкального образования детей.
В центре исследовательских интересов магистрантов были: развитие проектного мышления студентов-дизайнеров средствами фотографики (студ. Р.Н.Шамсутдинов, рук. – канд.пед.наук, доц. Л.Х.Кадыйрова), развитие творческих способностей школьников средствами ниткографии (студ. А.Ф.Нафикова, рук. – канд.пед.наук, зав. каф. татаристики и культуроведения Г.И.Батыршина), развитие творческого мышления подростков средствами техники papermaking (студ. А.А.Каргашина, рук. – доц. С.В.Каркина), развитие образного мышления студентов-дизайнеров средствами графического дизайна в процессе создания костюма (студ. А.В.Исламова, рук. – канд.пед.наук, доц. К.Х.Карамова), развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения медиа-дизайну (студ. Р.Б.Хайруллина, рук. – д-р социол.наук, проф. Л.М.Яо), развитие артистизма обучающихся хореографического училища на основе техники Gaga (студ. Ю.С.Мельникова, рук. – доц. С.В.Каркина), проектирование модели подготовки дизайнера средствами графического контента словаря профессиональных навыков (студ. С.Р.Сыртланова, рук. – канд.пед.наук, доц. Ю.Г.Еманова), формирование эстетического отношения младших школьников средствами русского музыкального фольклора (студ. М.А.Чегодаева, рук. – И.Ф.Камалова).
Защиты выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций показали возможности их проведения в онлайн-формате, продемонстрировали техническую оснащенность ИФМК КФУ, владение преподавателями и студентами новыми образовательными технологиями, актуальность и значимость исследований в области педагогики искусства.