[Слегка опережая начало театрального сезона] 30 сентября 2019 г., начал свою работу Клуб любителей русского кино. На открытом заседании Клуба в рамках Фестиваля, посвященного Дню русского языка, студенты из разных стран, изучающие русский язык в качестве неродного на кафедре РКИ ВШРЯиМК, имели уникальную возможность почувствовать себя частью мирового кино-события – Каннского фестиваля – и приобщиться к современному российскому фестивальному кино. В этот раз смотрели и обсуждали фильм Кирилла Серебрянникова «Лето» (2018).
Фильм, удостоенный награды в Каннах за лучший саундтрек, погрузил студентов в неповторимую атмосферу Ленинградского рок-клуба 80-х годов. Протагонисты фильма – Майк Науменко и Виктор Цой – представляют два пути советского контркультурного художника, и их благородная дружба, а вовсе не противостояние, составляет драматургический каркас фильма, о котором было интересно поговорить. Стоит отметить, что интерес современных иностранных студентов к российской рок-музыке высок и, как правило, они хорошо знакомы с творчеством В. Цоя. Очень важно, что музыкальная (даже клиповая!) природа фильма позволила легко включить зрителей в диалог не только о музыке, но и времени.
«Кто они – эти люди на экране?», «И почему так не подходят времени, которое их породило?» и «Что же это было за время?» - ведь даже директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо, объявляя об участии «Лета» в конкурсе, [лихо] объединил брежневское время со сталинским.
В фильм, получившем высокую оценку и российских кинокритиков (четыре премии «Ника»), средствами кинематографии предельно личную историю талантливый и широко известный на Западе российский режиссер превратил в лирическое музыкальное кино о зарождении андеграундной рок-сцены. О поисках своего голоса.
«Кто слышит меня?» «Для кого я пою?» «Что такое Родина и где лежат ее границы, если ленинградский рок поет по-русски?» «Кому он понятен?» и «Почему именно в творчестве этих музыкантов текст стал важнее музыки?» «Что [же] есть в их текстах национального (непереводимого?) и что [как говорится] «понятном всем»?» - эти и другие вопросы, связанные с культурным и внутренним человеческим содержанием фильма стали фундаментом для дискуссии после показа.
Показ фильма «Лето» предоставил студентам, изучающим русский язык в ВШРЯиМК, прекрасную возможность обсудить и то, как строятся отношения между фактами и реальностью. В художественном фильме нет «лишних деталей» (хотя герой по прозвищу Скептик постоянно напоминает нам с помощью своей таблички «Это все неправда») и стоит попытаться разобраться и в советской эпохе застоя, и в подпольном рок-движении, ею рожденном.
Избранная к показу картина очень локальна по масштабу истории и стилю изображения и это очень хорошо отражает принципы работы Клуба любителей русского кино, которая направлена не только на популяризацию современного российского кино, но и на раскрытие в каждом участнике культурного, думающего и чувствующего зрителя. Возможно, того самого ради которого в одном из финалов «Лета» рок-группа В. Цоя по просьбе фанатов выходит на сцену на бис, еще и еще, потеряв счет времени.
Того самого, которому по пути домой знакомый [вечно молодой] голос напоет в наушники: «Я жду ответа, больше надежд нету, // Скоро кончится лето. Это…»
Источник информации: Руководитель Клуба любителей русского кино, доцент кафедры РКИ ВШРЯиМК Салахова А.Р.