В.А. Сухомлинский: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу,
у него не может не возникнуть интерес к теоретическому
осмыслению опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой».
В октябре было проведено ряд мероприятий для студентов кафедры билингвального и цифрового образования по проекту "Педагогическая практика: дома и стены помогают". Основная идея заключается в том, что школьные учителя со своими учениками приходят в гости в ИФМК КФУ и проводят уроки, а студенты-будущие учителя набираются опыта, изучают, анализируют и оценивают просмотренные уроки. Также студенты сами проводят уроки с учениками, тем самым тренируя и совершенствуя свое педагогическое мастерство.
В рамках такой коллаборации школы и вуза для студентов 3 и 4 курсов педагогического направления была проведена серия уроков по математике. Так, студенты группы 10.2-123 (профиль «Математика и английский язык (в полилингвальной образовательной среде) посетили урок геометрии на тему “Многоугольники” для 8 класса. Урок проводили учитель математики Плотникова Рушана Газизовна и заместитель директора по учебной работе Закирова Резеда Илдусовна многопрофильной школы №181 Советского района г.Казани.
Целями урока были:
Тип урока: изучение нового материала.
Урок геометрии по теме “Многоугольники” - первый урок в 8 классе, который дает общее понятие многоугольника. Рассматриваются многоугольники, учащиеся знакомятся с нахождением площади параллелограмма, рассматривают параллелограмм как частный случай многоугольника.
В течение урока учащиеся осваивают новый материал, закрепление проходит на готовых чертежах и заданиях из учебника.
Содержание материала урока соответствовало требованиям образовательной программы. На занятии было показано разнообразие видов работ, методических приемов (беседа, работа в тетрадях, работа на доске). Для урока была подготовлена презентация.
Задания носили проблемный характер и были нацелены на поиск решения на основе ранее полученные знаний и имеющегося опыта учащихся. Рушана Газизовна не демонстрировал готового решения, задавал наводящие вопросы и учащиеся приходили к выводам самостоятельно. Например, учащиеся самостоятельно выявляли формулу нахождения площади параллелограмма. Ниже представлен фрагмент урока[1]:
Параллелограммом называется такой четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны (Рис. 1).
Рис. 1. Параллелограмм
AB||CD, AD||BC
Если AD – основание, тогда перпендикуляр BH называется высотой параллелограмма.
Перпендикуляр можно опустить из любой точки прямой , например, перпендикуляр из точки C – это CK. Их длины равны хотя бы из свойств параллелограмма BCKH (у этого четырехугольника противоположные стороны попарно параллельны, значит, он параллелограмм, а значит, BH=CK).
Сформулируем центральную теорему данного урока.
Площадь параллелограмма равна произведению его основания на высоту.
Доказательство
Имеем равные треугольники: . Почему они равны? Во-первых, они прямоугольные, во-вторых, они имеют равные гипотенузы AB=DC (по свойству параллелограмма) и одинаковые острые углы Ð 1=Ð 2. Следовательно, треугольники равны (см. Рис. 2).
Рис. 2. Иллюстрация к доказательству
Из равенства треугольников вытекает, что их площади тоже равны:SABH=SDCK.
Далее рассмотрим площадь трапеции ABCK.
Эта площадь состоит из площади параллелограмма ABCD и треугольника DCK. С другой стороны, эта же трапеция ABCK состоит из прямоугольника BHKC и треугольника ABH.
Что и требовалось доказать.
В случае неточных ответов и решения задач, учитель достаточно корректно и тактично привлекала внимание ребенка к ошибке, не торопилась исправить сама, а подводила ребенка к правильному ответу.
Из недостатков, по мнению студентов, можно отметить количество времени, затраченное на актуализацию знаний. Скорее это было связано с организационными моментами.
Можно было наблюдать взаимопонимание учителя и учеников, Рушана Газизовна поддерживал и активизировал внимание учащихся на всех этапах урока. В ходе занятия чувствовалось знание психо-физиологических особенностей детей. Это благотворно влияло на создание эмоционально положительного фона на протяжении всего занятия. Занятие было продумано, тон и речь учителя были очень доброжелательны, располагали к общению и совместной работе ребенка и педагога. Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, вели себя уважительно. Им нравился сам процесс и содержание занятия, были достаточно активны, отзывались на все педагогические приемы, с удовольствием выполняли задания учителя.
Важно отметить, что учащимся понравился необычный формат проведения урока - в стенах вуза. Полезным было присутствие в качестве приглашенных студентов, это только дополнительно стимулировало их познавательную деятельность на уроке.
Выводы: Учителем был выполнен план урока, достигнуты поставленные цели. Рушана Газизовна стимулировал развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения уже имеющегося опыта учащихся (взаимосвязь теории и практики). Учитель продемонстрировал умение взаимосвязано использовать различные методы и приёмы, Применение ИКТ способствовало повышению эффективности и качества обучения на данном уроке. Урок уложен в запланированное время. Рушаной Газизовной была создана благоприятная рабочая атмосфера на уроке.
Студенты получили бесценный опыт, увидели как происходит взаимодействия учителя и коллектива учащихся, что является важным аспектом для формирования личности будущего учителя. Для себя были сделаны следующие выводы:
Большое спасибо педагогам-энтузиастам, в это непростое время посвящающим себя молодому поколению. Невероятная мотивация!
Авторы: Батрова Н.И., Зарипова Р.Р., Плотникова Л.А., студенты группы 10.2-123
[1] Источник материала: https://interneturok.ru/lesson/geometry/8-klass/ploschad/ploschad-parallelogramma