27 марта 2018 состоялся городской конкурс юных пианистов «Музыкальная мозаика»
Конкурс «Музыкальная мозаика» проходил на базе Детской музыкальной школы №13 г. Казани. В составе членов жюри приняла участие Каркина Светлана Владимировна, доцент кафедры татаристики и культуроведения Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ.
Примечательно, что данный конкурс объединил сразу несколько поколений – преподавателей и выпускников музыкального факультета, основные направления деятельности которого сегодня продолжает кафедра татаристики и культуроведения КФУ. Председателем жюри была выпускница 1988 г. Павлова Валентина Васильевна – заведующая музыкально-эстетическим отделом «Гармония» МБУДО ГДДТ им. А.Алиша г. Казани, председатель городского методического объединения г. Казань секции «Общего фортепиано». Преподавателями ДМШ № 13, где проходил конкурс, являются выпускники музыкального факультета разных лет, среди них Давыдова У.В., Дроботова А.С., Хайрутдинов Э.Ш., Костюшкина О.Н., и студенты, которые обучаются в Казанском федеральном университете в настоящее время.
Основные задачи конкурса «Музыкальная мозаика» связаны с сохранением традиций отечественной фортепианной школы, популяризацией произведений татарского национального искусства. Ежегодное проведение этого конкурса способствует повышению интереса учащихся к классической музыке, и служит значимым фактором формирования и поддержки творческой инициативы обучающихся и преподавателей в сфере дополнительного музыкального образования системы учреждений Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Всего на конкурсе выступило 93 человека – учащиеся хоровых, вокальных и инструментальных отделений по классу общего фортепиано ДМШ и ДШИ г. Казани в трех возрастных категориях: младшая (7-9 лет), средняя (10-12 лет) и старшая (13-16 лет) группы. Для многих участников конкурса фортепиано является дополнительным инструментом, что не становится для них препятствием в общении с музыкой, несмотря на то, что помимо этих занятий они ежедневно совершенствуют навыки игры на флейте, скрипке, виолончели, баяне, гитаре, кларнете или домре. Ребята продемонстрировали умение тонко и глубоко чувствовать содержание музыкальных произведений, способности вдохновенной передачи композиторского замысла.
Особенностью конкурса «Музыкальная мозаика» является предоставление возможности широкому кругу учащихся детских музыкальных школ проявить свое дарование в игре на фортепиано в условиях концертного выступления в качестве сольного исполнителя. Значение подобных конкурсов для стимулирования художественно-эстетического развития и активизации творческого потенциала юных музыкантов трудно переоценить. Для некоторых учащихся конкурсное выступление стало дебютным выходом на большую сцену в качестве пианиста, тогда как другим удалось показать высокий уровень владения инструментом, позволяющий им чутко передавать творческий замысел, создавая на сцене яркий, выразительный и многогранный художественный образ.
По итогам конкурса было отмечено, что подобные мероприятия очень важны для сохранения и передачи традиций искусства фортепианного исполнительства. Они позволяют многократно расширить контингент детей, которым посчастливилось приобщиться к его волнительным тайнам. Даже если многие из них не станут в будущем профессиональными музыкантами, тот эмоциональный опыт, который все они, несомненно, приобрели, прикоснувшись к богатой звуковой палитре рояля, поможет им в будущем сохранить искреннюю любовь к этому инструменту, а также к музыке и к искусству в целом, духовно-нравственные и эстетические ценности которого, усвоенные в детстве, станут прочным фундаментом в формировании зрелой личности, способной к успешной самореализации и творческому саморазвитию.
В завершение конкурса все члены жюри выразили благодарность учащимся и их педагогам за подготовку к конкурсу и пожелали будущих творческих успехов во всех начинаниях на пути к высоким идеалам искусства.