Слышали ли Вы удивительные звуки старинных музыкальных инструментов татар? Видели ли воочию тальянку, окарину, кубыз? Имели ли возможность поиграть на редких аутентичных музыкальных инструментах в ансамбле с легендой татарского инструментального исполнительства?
Все это происходило в Институте филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого на открытой лекции-выставке Заслуженного деятеля искусств РФ и РТ, кандидата искусствоведения, Почетного работника высшего профессионального образования РФ, профессора Рагде Фатыховича Халитова на тему: «Из истории развития традиционных музыкальных инструментов татар», организованной кафедрой татаристики и культуроведения Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая. На лекции присутствовали все студенты, обучающиеся по профилю «Музыкальное образование», выпускники, преподаватели кафедры, руководство института и гости, в том числе, представители китайских университетов.
На выставке были представлены уникальные музыкальные инструменты из частных коллекций исследователей и музыкантов Республики Татарстан, в том числе профессора КФУ Рагде Халитова, Заслуженного работника культуры РТ Мудариса Сайфутдинова, выпускника Высшей школы искусств ИФМК КФУ, преподавателя ДМШ №24 г. Казани Дамира Габдрахманова.
На лекции профессор Рагде Фатыхович вдохновенно, с любовью рассказал о различных группах духовых, самозвучащих, ударных и струнных татарских инструментах, разных по форме, размеру и материалу: таш сыбызгы (окарина – глиняная свистулька в форме зверей, птиц), курай (ногайский курай, казанский курай), сыбызгы (свисток из камыша), сурнай (язычковый инструмент с резким звуком), быргы (труба из жести), кубыз (металлический и деревянный варган), колотушки, трещетки и др.
Широко были представлены многочисленные разновидности гармоник, которые, войдя в быт татар во второй половине XIX в., стали поистине национальными инструментами.
Каждый из представленных татарских народных инструментов по-своему уникален. Например, балчык най – глиняная свистулька из коллекции проф. Р.Ф.Халитова, найденная 1976 г. во время археологических раскопок в Казанском Кремле (предположительно – XII в.). Или: кучнай – многоствольная флейта, этническая разновидность флейты Пана. Наряду с аутентичными образцами, были представлены и руконструированные инструменты.
Слшатели открытой лекции-выставки смогли не просто ознакомиться с внешним видом татарских народных инструментов, но и услышать их звучание в исполнении авторов коллекций.
Помимо познавательной, цель данного мероприятия заключалась в том, чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения народного инструментального искусства и применения его в педагогической практике будущих учителей музыки.
Татарские музыкальные инструменты – материальные свидетельства ушедших эпох, однако, к сожалению, они недолговечны. Крайне важно уберечь от исчезновения традиции изготовления инструментов и исполнительства на них.