02 декабря 2021 в работе секции «Современные проблемы искусства, дизайна и художественного образования», которая прошла в рамках V Всероссийская научная конференция-конкурс учащихся имени Льва Толстого на кафедре татаристики и культуроведения, приняли участие учащиеся 8, 9, 10, 11 классов из образовательных учреждений (СОШ, гимназии, ДХШ) гг. Казань, Нижнекамск, п.г.т. Балтаси РТ и республики Марий Эл.
Члены экспертного совета (доценты кафедры татаристики и культуроведения Кадыйрова Л.Х., Ахметшина Э.Г., старший преподаватель кафедры татаристики и культуроведения Ахметшина Г.Р.) единогласно отметили доклад ученицы 10 класса МБОУ «Гимназия № 32» г. Нижнекамска Охотниковой Дарьи на тему «Исследование городов-героев России». Несмотря на простую формулировку, представленный автором доклад представляет собой цельное, законченное исследование. Проведенную работу можно условно разделить на три части, каждая из которой могла бы стать отдельным исследованием. Одна из частей касается исторического экскурса в события, связанные с Великой Отечественной войной и затрагивают как всем известные моменты, так и малоизвестные факты из личной биографии прадедушки Дарьи. Следующая часть посвящена проведенному исследованию отношения молодежи к героическому прошлому советского народа и имеющихся знаний о городах-героях. Третья часть является творческой и содержит материал о разработке собственного варианта дизайна настенного календаря с использованием, в том числе, и графических компьютерных программ.
Доклад Румянцевой Майи (МБОУ «Гимназия № 6» г. Казани) «Термодревесина – экологичный материал в организации современного архитектурного пространства» содержит много интересной информации о натуральной древесине и ее характеристиках, изменяющихся в результате ее термообработки, и о применении термодревесины в организации экологичного архитектурного пространства.
Гайнутдинова Яна (МБУДО «Детская художественная школа № 3» Ново-Савиновского района г. Казани) в своем докладе «Искусство иллюстрации детских книг в современном мире» попыталась определить место и значение иллюстрации в печатном книжном издании; при этом большое внимание она уделила историческому анализу появления рисунков в книгах и дальнейших происходящих с ними изменений в плане их основного назначения. Отдельная часть исследования посвящена анализу особенностей иллюстрирования детских книжных изданий, начиная с грамотного выбора формы и цвета избранных для иллюстрирования объектов окружающей действительности и заканчивая правильной композицией и учетом закономерностей перспективы.
Доклад Майстренко Софьи (МБОУ «Гимназия №75» г. Казани) на тему «Роль классического рисунка в обучении студентов творческих вузов – дизайнеров» был посвящен историческому анализу развития классического рисунка и о роли рисунка в обучении будущих специалистов в области изобразительного искусства и дизайна.
В исследовании Файзрахмановой Алины (МАОУ «Гимназия №19» г. Казани) «Особенности портретного жанра в классическом и современном стиле» содержится материал об отличительных характеристиках портретов художников разных эпох, начиная с раннего Ренессанса и заканчивая современностью, и об изменениях, которые претерпела портретная живопись с течением времени.
Большую практическую значимость имел доклад, подготовленный Шамсутдиновой Наргизой (МБОУ «Балтасинская гимназия», п.г.т. Балтаси РТ), который был посвящен вопросам использования национального колорита в оформлении одежды, аксессуаров и предметов декора интерьера. Наргиза представила результат своего исследования в виде ансамбля одежды и аксессуаров, декорированных вышивкой по мотивам татарского орнамента.
Гильманова Рената (МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани) в своем докладе рассмотрела вопрос, посвященный сравнению образа аленького цветочка, созданного художниками в разное время, к одноименной сказке С.Т.Аксакова; она достаточно подробно проанализировала изображения цветка, его цветовое решение и конструкцию, придуманные иллюстраторами.
Доклад Степановой Ксении (МОУ «Красногорская СОШ №1» Звениговского района Республики Марий Эл) касался проблемы, исследующей роль цвета и цветовых сочетаний в дизайне; автор подробно рассмотрела природу цвета, его характеристики, значения, а также культурные особенности и практическое применение цвета и цветовых сочетаний в дизайне.
Было присуждено три Дипломы III степени – ученице 11 класса МБОУ «Балтасинская гимназия», п.г.т. Балтаси РТ Шамсутдиновой Н., н.рук. – учитель технологии высшей квалификационной категории Хазеева Ф.Р.; ученице 11 класса МОУ «Красногорская СОШ №1» Звениговского района Республики Марий Эл Степановой К., н.рук. – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Алкина О.М.; ученице 10 класса МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани Гильмановой Р., н.рук. – п.д.о. высшей квалификационной категории Агзамова Д.Р.
Дипломы II степени были присуждены: Файзрахмановой А. (11 класс, МАОУ «Гимназия №19» г. Казани, н.рук. – учитель высшей категории по ИЗО Пономарева Л.И.); Гайнутдиновой Я. (10 класс МБУДО «Детская художественная школа № 3» Ново-Савиновского района г. Казани, н.рук. – преподаватель высшей категории Куленкова Д.В.); Майстренко С. (11 класс, МБОУ «Гимназия №75» г. Казани, н.рук. – учитель русского языка и литературы Солнцева С.С.).
Диплома I степени были удостоены ученица 10 класса МБОУ «Гимназия № 32» г. Нижнекамска РТ Охотниковой Д., н.рук. – учитель музыки первой квалификационной категории Охотникова Ю.П. и ученица 11 класса МБОУ «Гимназия № 6» г. Казани Румянцева М., н.рук. – учитель изобразительного искусства Афанасьева О.Б.
Остальные участники получили сертификаты участника V Всероссийской научной конференции-конкурса учащихся имени Льва Толстого.
Экспертный совет отметил разнообразие тем представленных докладов, хорошую подготовку, заинтересованность учащихся и высокий уровень руководства со стороны научных руководителей.
Источник информации - к.пед.н., доцент Л.Х.Кадыйрова ИМФК