Пьесу «Угасшие звезды» Карим Тинчурин написал еще в 1923 году, и первый спектакль, где автор так же был режиссером, увидел свет уже спустя год. Постановку возродил Марсель Салимжанов в 1971 году, и почти через пол столетия пьеса во второй раз вернулась на подмостки театра Камала. В третий раз в 2020 году ученик Салимжанова – Фарид Бикчентаев, сумел заново открыть для казанцев эту удивительную историю любви, историю невежества и печали.
22 мая 2023 года молодёжный театр «Мизгел» представил в актовом зале Института филологии и межкультурной коммуникации спектакль «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды») в постановке Хафизова Илфака Илшатовича, выпускника Казанского театрального училища и Казанского федерального университета, а также актёра Театра татарской драмы и комедии имени Карима Тинчурина.
«Хотелось создать визитную карточку для театра «Мизгел», где были бы соединены и песни, и танцы, и театральное искусство в одно единое шоу, – отмечает Илфак Илшатович. – Эта пьеса подошла как нельзя лучше».
Действительно, эта постановка объединяет монологи, раскрывающие зрителям внутренний мир героев, лирические диалоги, помогающие понять идею пьесы, песни, завораживающие живым исполнением, и яркие танцы, специально поставленные для участников спектакля Ляйсан Валиахметовой, молодой актрисой Театра татарской драмы и комедии имени Карима Тинчурина.
«"Сүнгән йолдызлар" – это классика, поэтому идея произведения актуальна во все времена: тема любви, молодости, контраста внутренних и внешних характеристик человека рисуют нам картину человеческих взаимоотношений. К тому же Тинчурин является отцом татарской драматургии и произведение "Сүнгән йолдызлар" никого не оставит равнодушным», – так объясняют выбор режиссёра именно этой пьесы актёры, исполнившие главные роли в спектакле, Мирзагитов Расиль, студент 5 курса, и Салахова Лейсан, студентка 2 курса.
Главной особенностью пьесы является отсутствие злодея – герои противостоят самой смерти, невежеству, року, которые, к сожалению, никто из героев так и не может избежать.
Но зрителей спектакля «Мизгел» поразило не только содержание произведения, но и способ его воплощения. «Режиссёрская задумка показать спектакль не на сцене, которая физически выше уровня зрителей, а прямо в центре зала стала интересным решением, так как зритель проживал вместе с актерами эмоции, чувства, разделял их мысли и переживания», – делится Расиль. Илфак Хафизов комментирует такое расположение действия так: «Нужно было, чтобы зрители ощутили тот самый контакт с актёрами, видели их глаза, чувствовали себя с ними рядом, вместе с ними отдыхали и веселились, вместе с ними переживали горе». Именно поэтому сценой для спектакля стал центр актового зала ИФМК, а кулисами – все его входы и выходы. Благодаря этому актёры получили возможность быстро перемещаться из одного места в другое и появляться неожиданно для зрителей.
Огромную роль сыграло и световое оформление зала. Прямо над зрителями на куполе раскрылось звёздное небо; в особенно напряжённые моменты весь зал погружался в красную полутьму; актёры в начале и конце спектакля сами «зажигали звёзды» в своих руках.
«Для меня это был большой эксперимент, – подводит итог Илфак Илшатович, – но я считаю, что риск оправдал все ожидания. Я очень доволен тем, как это получилось, ведь на репетициях было много страхов, которые ребята преодолели благодаря своей искренности и желанию работать».
Несмотря на всю сложность постановки, на глубину эмоций, которые ребятам нужно было показать зрителям, актёры отлично справились со своими задачами: спектакль настолько затронул душу каждого из присутствующих, что долго ещё после финала зрители стояли и аплодировали всем, кто принял участие в создании этого представления.
«Я все еще не осознаю, что мы так круто выступили. Мы так долго и усердно готовились, а всё прошло как по щелчку. Конечно, временами было трудно, казалось, что я не потяну этот уровень, но, когда мы все отыграли и все без остановки аплодировали, мое сердце замерло в груди», – рассказывает о своих эмоциях Лейсан.
«Отыгрывая одну из самых сложных сцен – смерть моего героя, я поймал себя на мысли, что эта жизнь мимолётна и все проблемы, которые мы сами себе создали в своей голове – ничто. Пока ты жив, выбор и выход есть всегда», – завершает свой рассказ Расиль.
Радует, что в современном мире театр не теряет своей популярности и создаются такие театральные постановки, которые заставляют и зрителей, и актёров настолько глубоко и ярко проживать целый спектр различных эмоций.
Желаем театру «Мизгел» не останавливаться на достигнутом и поражать зрителей новыми спектаклями.
Источник информации: Устюгова Дана, студентка 1 курса