Закиев Мирфатых Закиевич
Одним из видных представителей Казанской тюркской лингвистической школы, которая изучала язык в связи с литературой, этнической историей, культурой и национальными проблемами народа, является М.З.Закиев. Ему удалось тесно связать языковедческие исследования с этнической историей тюрков, с развитием культуры и национального возрождения татарского народа.
М.З.Закиев — доктор филологических наук (1963), профессор (1964), заслуженный деятель науки РТ (1970) и РСФСР (1976), академик АН РТ (1992), лауреат госпремии РТ по науке и технике (1994), академик-секретарь Татарстанского отделения Международной тюркской академии (1997), почетный член турецкого лингвистического общества (2001), член президиума Всемирной ассоциации тюркологов (2004), член президиума Российской академии лингвистических наук (2004), член редколлегии республиканского журнала «Фән һәм тел» (1999), турецкого җурнала «Коk arastirmalar» (2000), российского журнала «Филологические науки» (2005).
М.З.Закиев родился 14 августа 1928 года в деревне Зайпы Ютазинского района Татарстана. Учился в школе соседней деревни Каракашлы.
В летние каникулы, а они во время войны длились по 3–4 месяца, его определили пастухом, через год — конюхом, затем из-за отсутствия в деревне взрослых мужчин он стал основным работником на жнейке. С лета 1943 года 15-летний подросток начал работать колхозным кузнецом.
В 1946 году Мирфатых Закиевич поступил в Казанский университет. С отличием окончил отделение татарской филологии в 1951 году, а в 1954-м там же аспирантуру с досрочной защитой кандидатской диссертации. В том же году его назначили старшим преподавателем кафедры татарского языка и литературы, вскоре избрали секретарем партийной организации историко-филологического факультета университета.
М.З.Закиев — организатор науки. В 1960 — 1965 годах М.З.Закиев был заведующим вновь организованной кафедры татарского языка Казанского университета.
В 1965 году его назначили проректором по науке Казанского педагогического института, где он наладил дело подготовки научных кадров для института. В 1967 году там же М.З.Закиев стал ректором. На этом посту ему удалось удвоить прием студентов, значительно расширить учебные и жилищные площади института, построив учебные здания и общежития. В 1978 году Казанский пединститут занял первое место среди 205 педвузов СССР, в том же году ректор М.З.Закиев сделал доклад о своем опыте работы на заседании Совета Министров РСФСР, на котором было решено распространить передовой опыт Казанского пединститута по всем педвузам РСФСР.
В 1985 году, когда появилась идея перестройки во всех сферах жизни СССР, руководство Татарстана начало предпринимать меры по преобразованию Татарской автономной республики в союзную республику. Наряду с другими необходимо было преобразовать систему научных исследований по гуманитарным наукам. Было решено иметь в Татарстане не один-единственный научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ИЯЛИ), а несколько институтов, как в других союзных республиках. Достичь этой цели можно было лишь путем расширения существующего ИЯЛИ, преобразовав его научные отделы в самостоятельные гуманитарные институты. Для решения этих сложных задач нужен был опытный руководитель. После долгих раздумий в обкоме КПСС было решено выдвинуть на эту должность проф. М.З.Закиева, который уже успел показать себя на посту ректора Казанского пединститута хорошим организатором и учебно-воспитательной, и научной, и административно-хозяйственной работы.
В июне 1986 года М.З.Закиев начал работать директором Института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР. За 4 года работы ему удалось увеличить количество сотрудников ИЯЛИ на 60 единиц, вместо 7 отделов в институте функционировало 14 отделов.
С 1992 года в Республике Татарстан начала работать Академия наук, с того же года отдел татарской энциклопедии ИЯЛИ выделился в самостоятельный институт. Путем выделения отдела экономики и объединения их научной силы с учеными по юриспруденции создан был третий гуманитарный институт по проблемам экономики и юриспруденции. В 1996 году все отделы ИЯЛИ, занимающиеся проблемами истории татарского народа, были выделены и на их базе был создан Институт истории. Оставшаяся часть ИЯЛИ, где проводились научные исследования по татарскому языку, литературе, фольклору и по всем основным направлениям татарского искусства, стал называться Институтом языка, литературы и искусства (сокращенно по прежнему ИЯЛИ). Этим базовым институтом до 2000 года продолжал руководить М.З.Закиев.
Будучи проректором и ректором Казанского пединститута в 1967 — 1986 годах, он исполнял обязанности заведующего кафедрой татарского языкознания; так и в ИЯЛИ: являясь директором, возглавлял отдел татарской лингвистики, где трудится по настоящее время.
В 1992 году М.З.Закиева, действительного члена АН РТ, избирают академиком-секретарем отделения гуманитарных наук, где он вел оргработу до 2002 года. Это было фактически продолжением его деятельности в качестве председателя республиканского координационного совета по общественным наукам, организованного Татарским обкомом КПСС еще в 1987 году при Институте языка, литературы и истории.
М.З.Закиев — лингвист. В Казанском университете М.З.Закиев получил фундаментальное филологическое образование. После завершения обучения в университете и защиты кандидатской диссертации М.З.Закиев начинает серьезно заниматься синтаксическими исследованиями. Ему удается первым в истории татарского языкознания создать вузовский курс татарского синтаксиса и в 1958 году издать первую монографию по этому предмету. Книга М.З.Закиева «Хәзерге татар әдәби теле: Синтаксис» удостаивается первой университетской премии по научно-исследовательским работам среди преподавателей вуза. Она экспонируется на международной выставке как серьезное достижение Казанского университета.
В 1963 году М.З.Закиев в издательстве университета выпускает свою монографию «Синтаксический строй татарского языка (464 с.) и успешно защищает докторскую диссертацию. Академиком Б.А.Серебренниковым, первым оппонентом диссертанта, этот труд оценивается как первая наиболее полная и логически безупречно построенная монография по синтаксису татарских языков. Такую же высокую оценку дали диссертации и другие оппоненты — Е.И.Убрятова и Дж.Киекбаев. Действительно, автор этой монографии нашел своих последователей во всех тюркоязычных республиках. Вот уже 50 лет курс синтаксиса в вузах преподается по учебным пособиям М.З.Закиева.
С 1960 года по настоящее время М.Закиев является соавтором школьных программ по татарскому языку.
М.З.Закиев вел научные исследования по узловым проблемам не только синтаксиса, но и фонетики, морфологии и лексикологии. Первым в тюркологии он излагает основы тюркской морфонологии, татарской морфемики, выдвигает новую концепцию классификации частей речи и аффиксов, обосновывает многопадежность тюркских языков, открывает наличие в татарском языке деривационно-грамматической системы выражения степени совершения действия. Необходимо особо сказать о том, что в 80-х годах под руководством М.З.Закиева группа ученых ИЯЛИ работала над составлением академической грамматики татарского языка. В 1992 году был опубликован ее III том (Синтаксис), написанный самим М.З.Закиевым, под названием «Татарская грамматика. Синтаксис» (576 с.), в 1993 году — еще два тома: «Татарская грамматика. I том. Фонетика. Фонология. Просодика. Графика и орфография. Орфоэпия. Морфемика. Морфонология. Словообразование» (582 с.), «Татарская грамматика. II том. Морфология» (396 с.), написанные коллективом авторов. Редакторы и основные составители — М.З.Закиев, Ф.А.Ганиев, Д.Г.Тумашева, К.З.Зиннатуллина в 1994 году были удостоены госпремии РТ по науке и технике.
В 1993–1997 годах этот же коллектив под руководством М.З.Закиева работал над составлением академической грамматики на татарском языке. Этот труд опубликован: в 1998 г. — I том (510 с.), в 1999 г. — III том (510 с.), в 2002 г. — II том (447 с.).
Особое внимание привлекают исследования М.З.Закиева по булгаро-татарской эпиграфике. На основании изучения конкретных материалов эпиграфики и анализа научных трудов по ней он доказал, что эпиграфика так называемого первого стиля составлена самими булгарами, а эпиграфика второго стиля, которая содержит элементы чувашского языка и по которой западноевропейские и русские ученые относят булгарский язык к чувашскому, написана предками чувашей, принявшими ислам и находящимися на стадии обулгаривания, следовательно, отатаривания. Как только эти чуваши-мусульмане полностью приняли обычнотюркский булгарский язык, второй стиль перестает существовать, эпитафии начинают составляться на чисто булгаро-татарском языке.
Не остались без внимания М.З.Закиева также проблемы двуязычия и многоязычия в Советском Союзе, СНГ и Республике Татарстан.
При исследовании проблем эволюции татарского литературного языка М.З.Закиеву приходится изучать лингвостилистические особенности многих тюрко-татарских литературных произведений. Он автор нескольких исследований по стилю и языку Кул Гали, К.Насыри, Г.Тукая и Г.Ибрагимова.
Большое значение имеют труды М.З.Закиева по языковой политике в России и Татарстане, по проблемам реализации Закона «О языках народов РТ». Он является председателем республиканской госкомиссии по подготовке проекта Закона РТ о языках. Этот проект был представлен в 1990 году и принят в июле 1992 года.
М.З.Закиев, как языковед и филолог широкого профиля, часто выступает на республиканских филологических конференциях, делает доклады на всех общественных и международных тюркологических конгрессах, организованных Советским комитетом тюркологов в Москве, Санкт-Петербурге, Баку, Ташкенте, Алмате, Махачкале, Бишкеке, Новосибирске, Ашхабаде, Нальчике, Казани, Элисте, Уфе и других городах. Он представляет татарскую лингвистику и на зарубежных форумах: в США, Англии, Германии, Венгрии, Югославии, Турции, Вьетнаме.
М.З.Закиев — специалист по этнической истории тюрков. Как и первые представители Казанской тюркологической лингвистической школы, М.З.Закиев свои лингвистические исследования направлял на выяснение этнической истории тюрков и булгаро-татар. К проблемам этнической истории М.З.Закиев подходил, подвергая исследованию историю тюркских языков, в том числе булгаро-татарского языка.
М.З.Закиев еще в первые годы своей педагогической работы в университете начинает вести спецкурс по истории татарского языка, в процессе которого он сталкивается со многими случаями несоответствия в изложении истории языка и истории его носителя в официальной исторической науке. Поэтому все основные вопросы истории языка и этноса он старается изучать и выяснять сам. Так постепенно складываются его оригинальные взгляды на эти вопросы.
Первым его трудом по истории татарского языка и этноса была книга «Татар халкы теленең барлыкка килүе» (Образование языка татарского народа), выпущенная в 1977 году Татарским книжным издательством (207 с.). В этой книге, вопреки отождествлению булгарского и чувашского языков и этносов в зарубежной, советской и чувашской лингвистике и истории, М.З.Закиев на основе анализа фактического языкового материала доказывает не чувашеязычность, а обычнотюркоязычность булгар.
После выхода этой книги М.З.Закиеву пришлось выдержать строгую критику со стороны русских тюркологов, чувашских историков и лингвистов. Не растерявшись после «уничтожающей» критики, он стал вдохновенно исследовать более глубокие корни этих проблем. В результате он в соавторстве с чувашским ученым Я.Ф.Кузьминым-Юманади, который ясно представлял тенденциозность некоторых чувашских историков и языковедов по данному вопросу, в 1993 г. выпустил специальную книгу на русском языке «Волжские булгары и их потомки» (Казань, 160 с.) .
Многолетние археологические исследования дали огромный материал по истории Волжской Булгарии, но они не смогли доказать этноязыковую сущность булгар, а некоторые татарские археологи были даже склонны повторять утверждения зарубежных, русских и чувашских ученых о якобы чувашеязычности булгар. Лингвоэтнические исследования М.З.Закиева посвящены именно критике лингвистических исследований таких ученых и анализу всего комплекса лингвистического материала по булгарскому, татарскому и чувашскому языкам. Тем самым М.З.Закиеву удалось доказать огузо-кыпчакоязычность булгар и их историческое развитие в составе Золотой Орды и Казанского ханства, затем принятие ими этнонима «татары».
Входя в полемику со сторонниками идентификации булгар с чувашами, М.З.Закиев постоянно ведет глубокие научные исследования по этногенезу булгаро-татар, изучает все исторические труды Древней Греции, Индии, Ирана, Ассирии, Китая и России, в которых так или иначе затрагиваются проблемы исторических корней булгаро-татар. Результаты таких исследований публикуются в различных изданиях в виде отдельных статей. В 1986 году эти статьи Татарское книжное издательство выпускает книгой под названием «Проблемы языка и происхождения волжских татар» (304 с.). В первом разделе книги «Язык — источник изучения проблем происхождения народа» автор приводит материалы, доказывающие наличие разветвленных добулгарских этнических корней татарского народа в Урало-Поволжье.
Следующим серьезным трудом М.З.Закиева по этнической истории татарского народа была его книга «Татары, проблемы истории и языка» (Казань, 464 с.), в которой собраны результаты его исторических и филологических исследований последних лет. В этой книге на основе анализа не только лингвистических, но и этнологических и мифологических данных М.З.Закиев раскрывает исторические корни булгаро-татар среди саков-скифов, сарматов и аланов.
Особо надо сказать о том, что М.З.Закиев, будучи директором Института языка, литературы и истории, организовал всестороннее изучение истории татарского народа исходя из установившейся концепции о наличии крепких этнических корней народа в Урало-Поволжье и Западной Сибири. Результаты этих коллективных исследований опубликованы в виде двух книг: «материалы по истории татарского народа» (Казань, 1995, 496 с.), «Проблемы лингвоэтноистории татарского народа» (Казань, 1995, 194 с.).
Эти труды были направлены против ложной патриотической концепции некоторых татарских историков, идентифицирующих местное население с татаро-монгольскими завоевателями. Сторонники этой ордынской концепции выступили с острой критикой позиции М.З.Закиева, что лишь вдохновило его к новым, более глубоким, исследованиям и напечатанию новой монографии на татарском языке «Төрки-татар этногенезы» (Этногенез тюрко-татар), которая издана в Москве в 1998 году (624 с.).
После выхода в свет новой монографии М.З.Закиева «Происхождение тюрков и татар» (М., 2003.— 496 с.) многие этнолингвисты и этноисторики стали считать его ведущим специалистом по этнической истории тюрков в целом, татарского народа в частности.
Рассмотрим некоторые его взгляды на принципиальные вопросы тюрков-татар.
Занимаясь этнолингвистическими проблемами, т.е. проблемами древней истории тюркских этносов, прежде всего по материалам языка, мифологии и этнологии, М.З.Закиев пришел к выводу о спорности и неадекватности некоторых теорий официальной исторической науки, ставших как бы аксиомами.
Так, он утверждает, что в действительности не было так называемого великого переселения народов, которое якобы началось в IV в. н.э. с приходом из Азии в Восточную Европу гуннов: считается, что гунны подняли с периферии Римской империи все другие народы и вместе с ними направились в ее центр. По мнению М.З.Закиева, во-первых, тюрки в Восточной Европе обитали еще задолго до того, как во главе их стали гунны и им приписали этноним «гунны»; даже сами гунны в древнегреческих источниках упоминаются как жители Европы еще во II в. н.э. и ни слова не говорится об их приходе из Азии; во-вторых, это было не простым переселением народа, а явилось результатом очередной национально-освободительной борьбы тюрков и других народов против греческих, а затем и римских колонизаторов Восточной Европы.
М.З.Закиев развеял миф о формировании тюркского языка лишь в первом тысячелетии до н.э., якобы при распаде тюрко-монгольской общности алтайской семьи языков. Основываясь на исследаваниях других ученых, он утверждает, что ясно выраженные следы тюркского языка сохранились в языках американских индейцев майя, предки которых 15–20 тыс. лет тому назад пришли из Азии в Центральной Азии и Алтая, считавшихся до сих пор прародиной тюрков, в Америку. Общеизвестны глубокие следы тюркского языка в шумерском языке, носители которого еще в 60–50 веках до н.э. оставили клинописные тексты.
Исходя из антропологических и других исторических данных, М.З.Закиев обоснованно критикует теорию об изначальной монголоидности тюрков. Именно эта теория сейчас дает возможность некоторым сторонникам европоцентризма, находя немонголоидные черепа в самых древних погребениях Центральной Азии и Алтая, до сих пор считавшихся прародиной тюрков, отнести эти регионы к древней прародине индоевропейцев.
Обоснованно критикует М.З.Закиев и тех ученых, которые считают, что тюрки были только кочевниками и не внесли свою лепту в развитие человеческой цивилизации. Кочевничество — это лишь способ лучшего приспособления своей жизни, своего хозяйства к определенным природно-географическим условиям, выведение лучших пород скота. Кроме того, тюрки всегда строили прекрасные города, оросительные системы, системы централизованного отопления, основали чугунолитейное и кожевенное производства, делали прекрасные украшения, талисманы-тотемы из золота, серебра и драгоценных камней.
По результатам исследований М.З.Закиева выясняется, что тюрки жили в Европе и среди этрусков, киммерийцев, скифов, сарматов. Что касается агадиров (агафирсов), акациров, иирков, тауаров (тавров), тагаров (тохаров и тагарма, т.е. тюрков в Библии), асов-аланов, которые взаимодействовали с другими племенами в скифо-сарматское время, то они по всем историческим и языковым данным были тюркоязычными.М.З.Закиев доказывает, что теория об ираноязычности всех киммерийцев, скифов, сарматов, тем более аланов (асов), не выдерживает никакой критики.
На основе анализа особенностей финно-угорского и тюркского языкового союза в Волго-Камье, а также топонимического материала этого региона М.З.Завкиев пришел к выводу, что теория тюркизации Среднего Поволжья и Приуралья лишь в IV — VII вв. н.э., поддержанная некоторыми историками даже Татарстана и Башкортостана, не более чем подлаживание под «аксиому» о великом переселении народов (гуннов) из Азии в Европу. На самом деле бассейн Средней Волги и Камы еще задолго до н.э. был заселен тюркскими и финно-угорскими племенами. Что касается изначальной ираноязычности населения этого региона, то эта теория не подтверждается языковыми фактами.
Исходя из того, что тюркский язык Волго-Уральского региона под влиянием местных финно-угорских языков приобрел своеобразные лексические, фонетические и грамматические черты, которые отличают его от тюркского языка других регионов, и из того, что и финно-угорские языки этого региона под влиянием местных тюркских языков приобрели особенности, отличающие их от финно-угорских языков других регионов, М.З.Закиев делает вывод, что тюркский язык Волго-Уральского региона (т.е. язык предков татар, башкир и чувашей) со своими местными особенностями формировался в Поволжье и Приуралье, а не привнесен из других регионов, например из Центральной Азии, вместе с монгольскими войсками, как думают некоторые ученые.
По мнению М.З.Закиева, отнесение археологических культур Среднего Поволжья и Приуралья, образовавшихся с древних времен до VI в. н.э. только к финно-уграм, не соответствует действительности. В них имеется большая доля и древних тюркских племен региона. С этой точки зрения выдвинутая археологами идея частой смены этносов в Среднем Поволжье и Приуралье (финно-угры — коренной народ; среди них были и ираноязычные, последних сменили якобы балтоязычные именьковцы, их — большетиганские угры, т.е. венгры-маджары, тех– тюрко-чувашеязычные булгары и последних — обычнотюркоязычные кыпчаки-татары) не выдерживает никакой критики.
Весьма плодотворна и научная идея М.З.Закиева о том, что до прихода к власти булгарских племен и создания ими в Волго-Камье Булгарского государства там существовало государственное образование биаров (бигеров, билеров), известное в Западной Европе как Биармаланд(Биармланд),у русских — как Биармия. Регион нижнего течения Камы постепенно превратился в Булгарское государство, в верхнем течении Камы страна Биарм продолжала существовать до русской колонизации края, и там затем возник город Пермь (от слова «Биарм», т.е. по-тюркски Биарым — мой Биар). Скандинавам, имевшим торговые отношения сначала с биарами (бирегами), затем и булгарами, Волжская Булгария и Биармия, в которых господствовали одни и те же тюркоязычные народы, казались одной страной. Разгром монголо-татарами Биляра — столицы сначала Биармского, затем и Булгарского государства, в 1236 году скандинавы восприняли как гибель Биармии.
Научным открытием М.З.Закиева можно считать его обоснованную критику теории о якобы чувашеязычности волжских булгар. Он убедительно доказывает, что как протобулгары Великой Болгарии Северного Причерноморья, так и волжские булгары говорили на обычно- огузо-кыпчакском тюркском языке. Более того, по его мнению, булгары были представителями кыпчакских племен, поэтому Ибн Фадлан называет булгар другим этнонимом — «сакалиба», который восходит к самоназванию саков, т.е. к слову «сколот» < сака-лы -та.
Как известно, исходя из данных арабских и персидских путешественников о тюркоязычных мажгарах (мачарах, мишарях) и созвучности этнонимов мажгар (мишәр) и мадьяр (венгр), венгерские ученые выдвинули теорию о том, что в бассейне Волго-Камья действительно жили мадьяры (венгры), но восточные путешественники якобы ошибались в одном: мажгарский язык они относили к тюркской речи. По их мнению, современные мишари и башкиры являются потомками этих венгров, которые под влиянием пришедших сюда кыпчаков приняли тюркский язык. Венгеро-башкирская теория в свое время была разгромлена академиком Б.А.Серебренниковым, поэтому она сейчас не муссируется. Но мишаро-венгерская теория часто повторяется татарскими историками. Некоторые из них, развивая ее, выдвинули идею о заселении Среднего Поволжья и Приуралья еще до тюрков венграми-мадьярами. М.З.Закиев неопровержимо доказал, что мишари не отюреченные венгры, а с самого начала тюркоязычные этнические образования, которые по семантике этнонима «мишарь» (мишэ-эр — лесные люди) восходит к древним акацирам (акац-ир — лесные люди). Заселение нашего края венграми не подтверждается топонимическими и другими лингвоисторическими данными. В частности, местная тюркская речь билеров, бигеров, булгар, мишарей не испытывала влияния мадьярского (т.е. венгерского) языка.
Вопреки утверждениям иранистов о том, что аланы (асы), буртасы были якобы ираноязычными, М.З.Закиев доказывает их изначальную тюркоязычность.
Все эти достижения М.З.Закиева в области этнолингвоистории имеют решающее значение при составлении многих разделов истории тюрков и татарского народа.
М.З.Закиев — общественный деятель. В годы работы ректором Казанского педагогического института М.З.Закиев неоднократно избирался депутатом Казанского городского Совета. В 1980 году он стал депутатом Верховного Совета ТАССР, здесь его избрали Председателем Верховного Совета, где он вел плодотворную организаторскую работу в масштабе республики до 1991 года.
В самом начале 90-х годов его назначили председателем Правительственной комиссии по составлению проекта Закона «О языках народов РТ». Кроме того, он как член Конституционной комиссии принимал активное участие и в составлении проекта новой самой демократической Конституции РТ. После принятия в 1994 году Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ М.З.Закиев был назначен заместителем председателя Комитета при Кабинете Министров РТ по реализации Закона РТ о языках.
М.З.Закиев проводил оргработу и за пределами республики. В 1976–86 годах он вел работу в качестве председателя ученой комиссии Минпроса РСФСР по национальной филологии. С 1970 года по 2001 год являлся бессменным председателем совета по защите диссертаций по педагогическим и филологическим наукам, являлся членом бюро Советского (затем Российского) комитета тюркологов, членом редколлегии общесоюзного журнала «Советская тюркология». С 1997 года М.Закиев является членом президиума Международной тюркской академии, академиком-секретарем Татарстанского отделения этой академии. В настоящее время он ведет оргработу в качестве члена президиума Всемирной ассоциации тюркологов и Российской академии лингвистических наук.
Организаторские способности М.З.Закиева проявились еще и в подготовке научной смены. Под его руководством защищено более 50 кандидатских диссертаций, 17 из кандидатов стали докторами и профессорами.
Административная, научная и общественная деятельность академика М.З.Закиева высоко оценена правительством, он награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, восемью медалями и серебряной медалью ВДНХ СССР. Он отличник просвещения СССР, отличник высшей школы СССР. За достижения в области научных исследований М.З.Закиев в 1968 году награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Татарстана, в 1970 году удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Татарстана», а в 1976 году — «Заслуженный деятель науки РФ».
Разносторонняя деятельность М.З.Закиева высоко оценена за пределами Татарстана. В 1990 году он был избран членом Всемирного парламента рыцарей по защите жизни на Земле, центр которого находится в Австралии. В 1991 году М.З.Закиев за работу по экологии национальностей (т.е. по этноэкологии) руководством этого парламента награжден орденом Белого Креста.
В 1990 — 1991 годах биография М.З.Закиева была включена в различные международные биографические справочники. Так, Международным биографическим центром в Кембридже (Англия) его научная биография была опубликована в справочниках «Кто есть кто?»; «Международные интеллектуалы»; «Авторы больших достижений». В конце 1992 года в этом центре по компьютерным данным провели конкурсы биографий известных личностей из более чем 80 стран мира. По их итогам академику М.З.Закиеву за труды последних лет было присвоено почетное звание «Международный человек 1992 года». За достижения в административной, научно-исследовательской и педагогической деятельности он был отмечен медалью «Награда XX века за достижения».
Другой Международный биографический институт, находящийся в Америке, включил биографию М.З.Закиева в справочник «5 тысяч самых известных личностей». В начале 1993 года по компьютерным данным этого института проводился конкурс биографий. По итогам М.З.Закиев оказался победителем по двум параметрам. Во-первых, его биография включена в «Международный справочник самых известных руководителей»; и, во-вторых, по количеству научных и научно-популярных трудов, а также по степени использования его трудов в научных исследованиях других авторов М.З.Закиев признан одним из пятисот самых влиятельных лидеров мира, ему присуждено почетное звание «Международный человек 1993 года». Американский институт готовит к выпуску специальные тома с биографиями 500 самых влиятельных лидеров мира и людей, удостоенных высокого звания «Международный человек года».
В 1993 году М.З.Закиев за книгу «Дәртле җыр» (Вдохновенная песня) о башкирском профессоре Дж.Г.Киекбаеве был удостоен Киекбаевской премии Гафурийского района Башкортостана.
Указом Президента РТ от 2 ноября 1994 года М.З.Закиеву за руководство работой по созданию Академической татарской грамматики в трех томах наряду с другими тремя авторами (Ф.А.Ганиевым, Д.Г.Тумашевой, К.З.Зиннатуллиной) присуждена Государственная премия РТ в области науки и техники.
О нем
1. Мирфатых Закиевич Зaкиев. Биобиблиография ученых Татарстана.— М., 1995.— 175 с.
2. Академик Мирфатых Закиевич Закиев. К семидесятилетию. — М., 1998. — 448 с.
3. Prof. Dr. Mirfatih Zekiev (Hayati ve Eserleri). Hatice Sirin// Tүrk Dүnyasi. Dil ve Edebiyat Dergisi. Sayi: 16. Yaz, 2003. — 163–213 s.
4. Г.Ибраһимов исемендәге Тел, әдәбият һәм сәнгать институты документларда. 1986 — 2000. Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова в документах /Автор-составитель Ш.Н.Асылгараев. — Казань, 2001. — 104 с.
В документах отражена деятельность М.Закиева в должности директора в 1986 — 1996 годах Института языка, литературы и истории; в 1997 — 2000 годах — директора Института языка, литературы и искусства, а также процесс выделения (отделения) от ИЯЛИ институтов Татарской энциклопедии, социально-экономических и правовых наук и формирования базового Института истории, а также формирования базового Института языка, литературы и искусства.
5. Закиев Мирфатых Закиевич // Академия наук Татарстана. — Казань: Фэн, 2002. — С. 53–55.
6. Латыпов Ә., Максимов Н. Халыкара танылган галим [акад. М.З.Зәкиев турында] // Мәгариф. — 1993. — № 11. — 11 б.
7. Рыцарь науки [об ученом М.Закиеве] // Научный Татарстан. — 1995. — № 2. — С. 85–87.
8. Тенишев Э.Р, Ганиев Ф.А., Юсупов Р.А. Мирфатых Закиевич Закиев // Советская тюркология. — 1988. — № 5. — С. 113–114.
9. Мирфатых Закиев // Лауреаты премии имени Джамиля Киекбаева (1991–2003). — Уфа, 2004. — С. 14–17.
10. Закиев Мирфатых Закиевич — директор ИЯЛИ // Кто есть кто в Республике Татарстан.— Казань, 2000. — С. 278.
11. Нигматов З.Г. В галерее ректоров: Мирфатых Закиев // Музейный вестник КГПУ. — Казань, 2004. — вып. 1. — С. 85–89.
Из книги: Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – С. 192-200