Доцент кафедры татаристики и культуроведения ИФМК КФУ С.В. Каркина выступила с докладом на XXIX Международной конференции Европейской Ассоциации музыки в школе, которая прошла в гибридном формате с 18 по 21 мая на факультете музыки в Университете искусств в Белграде, Сербия.
По традиции, данная конференция собрала преподавателей высшей школы и студентов, ученых и исследователей из Европы, а также Африки и США, ведущих свою профессиональную деятельности в области музыкального образования. Всего приняло участие более двухсот человек, включая представителей таких стран, как Германия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция, Финляндия, Румыния, Словения, Сербия и мн.др.
Данное мероприятие является ежегодным, и проводится в разных странах Европы с целью предоставить возможность исследователям в сфере музыкальной педагогики делиться знаниями и опытом в области практики преподавания и актуальных исследований, а также содействовать распространению качественного музыкального образования, доступного для молодого поколения. В рамках конференции также проходят форумы студентов и докторантов. В этом году конференция была озаглавлена «Music and meaning» (Музыка и смысл), обозначив тем самым тематический вектор.
Светлана Владимировна Каркина представила доклад на тему “Music education in the digital age: towards a cultural ecology” (Музыкальное образования в цифровую эпоху: в направлении экологии культуры), в котором раскрыла значимость проблемы развития музыкального образования в условиях перехода от натуральных инструментов к цифровым. Для того чтобы исключить возможность нивелирования роли человека в эпоху доминирования машин, были рассмотрены с позиции экологии культуры задачи совершенствования эстетического сознания, среди которых метод изучения смысла в музыки был обозначен в качестве ключевого инструмента.
Другими докладчиками конференции были также широко представлены вопросы совершенствования методов музыкальной педагогики, в частности, большой интерес вызвали разнообразные приемы музыкально-ритмической импровизации и метод самоидентификации в музыке посредством создания коллажей; также активно обсуждались вопросы политики и актуализации задач общего музыкального воспитания, внедрение цифровых технологии в процесс обучения в средней и высшей школе.
Университетом искусств Белграда конференция была организована на самом высоком уровне. Программа конференции, включая имена участников, абстракты и ссылки для подключения к ZOOM были доступны на сайте организации. Абсолютно все мероприятия конференции были доступны как для очного участия, так и в онлайн формате, включая официальные выступления, ключевые и секционные доклады, симпозиумы и концертные выступления. Оригинальной особенностью конференции стали ежедневные утренние встречи участников для хоровых распевок и исполнения несложных канонов на несколько голосов ко всеобщему огромному удовольствию. Широкий спектр приемов и методов занятий в современном музыкальном классе были продемонстрированы на различных мастер-классах.
По итогам конференции были выделены наиболее значимые направления в развитии педагогики музыкального образования, намечены будущие мероприятия: конференции, круглые столы и семинары для решения актуальных задач педагогической практики и методологической поддержки исследовательской деятельности.
Источник информации: член Европейской Ассоциации музыки в школе, доцент ИФМК КФУ Каркина С.В.