А. Общая характеристика
Основные приоритетные векторы / принципы научной деятельности:
1) Интегрирование с преобладанием комплексного характера исследований. Преподаватели объединились вокруг двух тем единого научного направления: «Русское академическое литературоведение и критика в Казани: формирование, развитие, школы, традиции» (Науч.рук. – доц., зав.кафедрой русской литературы Л.Я.Воронова) и «Литературные диалоги: синхронный и диахронный аспекты изучения (на материале русской, англоязычной и немецкоязычной литературы)» (Науч.рук. – проф. Г.А.Фролов).
Группой «Русское академическое литературоведение и критика в Казани: формирование, развитие, школы, традиции» (науч.рук.-зав.кафедрой Л.Я.Воронова; доц.Л.Е.Бушканец, доц.М.М.Сидорова, доц.Б.И.Колмаков, доц.Р.И.Галеева, доц.А.Н. Пашкуров, ст.преп., к.ф.н. Н.И.Недашковская; а также ряд аспирантов и студентов) проводились комплексные исследования по следующим направлениям:
- изучение процессов формирования и развития литературоведения и критики в Казани в дореволюционный период. Впервые в историографии филологии предпринята попытка специального анализа и обобщения малоизвестных и неопубликованных источников (в том числе из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани), связанных с этапами, тенденциями развития академической науки, литературной критики, литературных обществ и кружков в Казани;
- создание целостных научных портретов главных представителей казанской академической литературоведческой школы – А.С.Архангельского, Н.Н.Булича, И.Я.Порфирьева и др. (Воронова Л.Я., Сидорова М.М., Макарова Н.И.);
- рассмотрение истории и своеобразия газетной и журнальной критики края, с определением / выявлением основных тенденций и форм ее функционирования. (Хайрутдинова Л.Ф., Колмаков Б.И.);
- описание методологии различных научных школ и направлений, оказавших влияние на искания филологов 20 века, выявление вклада казанских ученых в российскую и европейскую науку.
Преподавателями-исследователями творческой группы к 2010-м годам защищены 2 докторские и одна кандидатская диссертации, написано и издано 7 монографий. В 2011-2013 годах выиграны были и разрабатывались гранты по линиям Российского гуманитарного научного фонда и Федеральной целевой программы.
В рамках второй проблемы преподавателей кафедры, занимающихся изучением русской литературы XX в. (Т.Г.Прохорова, Л.Х.Насрутдинова, Н.Г.Махинина, Г.А.Ивлев, А.Э.Скворцов), привлекла тема «Текст, контекст и межтекстовые связи» (науч.рук. –доц. Т.Г.Прохорова). Основным объектом изучения являлись процессы, происходящие в современной литературе:
- выявлена взаимосвязь постмодернизма с модернизмом, реализмом, романтизмом; различные формы проявления интертекстуальности и литературной игры;
- рассмотрена была актуализация в современной прозе проблем, связанных с взаимоотношениями внутри системы автор-текст-читатель;
- были определены некоторые особенности проявления металитературности в современной прозе;
- прослежено функционирование в произведениях писателей русского зарубежья мотивов русской классики.
2) Расширение горизонтов исследований, связанных с проблемой прогнозирования, определением места и специфики прогнозирования развития художественного творчества в системе социального прогнозирования, определение «прогнозного фона» на разных этапах развития литературы и искусства. Промежуточное звено для решения этих задач – рассмотрение литературы и искусства в аспекте проблем культурологии. Эта тема разрабатывалась проблемной группой под руководством проф. Ю.Г.Нигматуллиной. Сама Ю.Г.Нигматуллина обратилась к теме «Художественная литература в системе мировой цивилизации, в ее соотнесенности с типами культуры»; доцент Э.Г.Нигматуллин изучал проблему: «Культурологические параметры в синтетических жанровых формах», доц. М.Г.Богаткина – «Культурно-типологические детерминанты переходной эпохи развития романтизма».
За книгу «Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур» (Казань, 1997) Ю.Г.Нигматуллина была удостоена Государственной премии РТ в области науки и техники. В монографии «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве» (Казань, 2002) ученым впервые рассмотрены две подсистемы культуры – литература и живопись – в контексте русских и западноевропейских модернистских течений.
3) Развитие изучения русской критики и литературной культуры серебряного века в контексте литературно-общественного сознания рубежа XIX-XX веков (проф.В.Н.Коновалов, проф.В.Н.Крылов, доц.Л.Е.Бушканец). Л.Е.Бушканец – признанный в России исследователь творчества А.П.Чехова, активный член Чеховской комиссии. Учеными, входящими в творческую группу к 2010-м годам защищено 2 докторские диссертации (В.Н.Крылов и Л.Е.Бушканец), издано 5 монографий.
4) Исследование проблем литературного краеведения
В этом русле кафедра русской литературы сотрудничала с рядом партнеров вне университета: с Государственным национальным музеем РТ, с Академией наук, родственными кафедрами других вузов и краеведами города. Особенно плодотворной можно признать совместную работу этих лет с сотрудниками музеев Е.А.Боратынского, А.М.Горького, создававшегося в Казани музея Л.Н.Толстого.
5) Развитие и совершенствование интеграции в системе научного и учебного творчества. Формировались проблемные группы, объединяющие студентов разных курсов вокруг преподавателя, и совместные публикации и доклады. Студенты активно участвовали в студенческих научных конференциях университета, других вузов России, во «взрослых» конференциях разного уровня, вплоть до международного.
Б. Достижения группы исследователей
современного российского историко-литературного процесса
С 1960-х годов до конца 1990-х годов группу преподавателей и аспирантов, занимающихся изучением современной русской литературы, шире – литературы ХХ-го века, возглавляла д.ф.н., проф. Л.С.Ачкасова. Состав группы: доц.И.И.Андреева, ст.преп.: Г.А.Балакин и Г.А.Ивлев, асп.: Т.Г.Прохорова, Н.Г.Махинина, Т.Б.Васильева-Шальнева. Профессор Л.С.Ачкасова занималась изучением различных форм проявления романтического начала в русской литературе ХХ века. Основными итогами её труда стали две монографии и докторская диссертация «Гуманизм в творчестве К.Г.Паустовского» (1984).
Диалектика результатов:
- системно-целостный анализ «механизма» функционирования романтического художественного текста,
- исследование структурообразующих приемов и средств формирования романтического художественного образа, феномена его «ореалистичивания».
- рассмотрение проблемы взаимодействия реалистического и романтического типов творчества, в соотнесении с вопросами синтеза искусств, своеобразия художественного метода писателей ХХ века, с выявлением основных тенденций развития современной литературы (материалом изучения являлись: творчество М.А.Булгакова, Б.Л.Пастернака, А.П.Довженко, Ю.П.Казакова, В.Быкова, В.Кондратьева, Б.Васильева, В.Астафьева и мн.др.)
В конце 1990-х годов, после ухода Л.С.Ачкасовой на пенсию, группу возглавила проф.Т.Г.Прохорова. Состав коллектива тех лет: доц., к.ф.н. Н.Г.Махинина, доц., к.ф.н. Л.Х.Насрутдинова и доц., д.ф.н. А.Э.Скворцов, ст. преподаватель Г.А.Ивлев, аспиранты: Зайнуллина И.Н., Сорокина Т.В., Харитонова З.Г, Серова З.Н., Бобылева А.Л.
Основное направление работы группы: изучение взаимодействия классических и неклассических художественных систем в литературном процессе последней четверти ХХ - начала ХХI веков, различных форм интертекстуальности, взаимодействия литературы и театра, литературы и кино, литературы и живописи.
В рамках решения данной общей проблемы:
- впервые на материале поэзии, прозы и драматургии были исследованы различные модификации феномена переходности в русской литературе 1970-2000-х годов (в том числе и в детской литературе);
- выявлена специфика взаимодействия (взаимопереходов) различных литературных направлений (реализма и постмодернизма, реализма и модернизма, натурализма и сентиментализма, постмодернизма и романтизма, постмодернизма и барокко);
- изучены с точки зрения переходности художественные системы наиболее крупных представителей современного литературного процесса (Л.Петрушевской, Т.Толстой, Л.Улицкой, Ю.Буйды, В.Аксенова, Р.Киреева, Ю.Коваля, А.Наймана, А.Тарковского, Д.Самойлова, Ю.Левитанского, О.Чухонцева, Л.Лосева, И.Бродского, А.Цветкова, С.Гандлевского, И.Иртеньева, А.Ерёменко, А.Башлачева, М.Науменко, М.Амелина и др.);
- впервые дано теоретическое обоснование феномена "казанский текст" на материале творчества современных писателей.
Защищено шесть кандидатских диссертаций и две докторские диссертации
В 2000-2010-х годах группой издано пять монографий (авторы – Т.Г.Прохорова, А.Э.Скворцов, Л.Х.Насрутдинова).
Члены группы стали лауреатами престижных премий. Так, А.Э.Скворцов – лауреат премии «Эврика». премии «Anthologia», трижды стипендиат Фонда В.Потанина (2007, 2008 и 2009 года), с 2005 г. ежегодно принимает участие в Форуме молодых писателей России, СНГ и дальнего зарубежья, проводимых Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ под руководством С.А.Филатова (Москва), в качестве одного из ведущих мастер-классов (от журналов «Вопросы литературы» и «Октябрь»).
В. Система школ / направлений и их достижений в XIX-XX веках
В XIX веке в университете, фактически впервые целостно в России, проводились учеными-литературоведами разыскания в сферах:
- древнеславянской письменности,
- истории древней и новой литературы,
- славянских литератур и культуры.
Проф. А.С.Архангельский внес существенный вклад в изучение как новой русской, так и древнерусской литературы в её связях с:
- византийской,
- западноевропейской,
- древнеславянскими литературами.
Этим было положено начало сравнительно-историческим исследованиям литературы в Казанском университете.
Метр Казанского академического литературоведения XIX века, профессор, ректор Казанского университета Николай Никитич Булич (1824 – 1895):
- одним из первых в отечественной науке о литературе синтезировал данные филологического и философского знания (выпускник философского факультета Казанского университета 1845 г.)
- в докторской диссертации «Сумароков и современная ему критика» (СПб., 1854) впервые рассмотрел явление XVIII века с позиций культурно-исторической школы, вместе с выявлением духовного содержания эпохи, в которой писатель жил и творил, и в произведениях которого она нашла отражение.
- обобщил и популяризировал достижения русских и европейских мифологов,
- исследовал системно-целостно историю просвещения и образования, их современное состояние, в частности с приоритетным интересом к истории Казан. ун-та (наиболее фундаментальный труд – «Очерки по истории русской литературы и просвещения с нач. XIX в.» (СПб., 1902–1905; 2-е изд. СПб., 1912)).
- обеспечивал благодаря личным научным творческим контактам диалог казанскорй ветви литературоведения с рядом видных деятелей русской науки и литературы – А.Н.Пыпиным, Н.С.Тихонравовым, А.Д.Галаховым, Я.К.Гротом и др.
* * *
В XX веке картина становится более пестрой и многопрофильной.
В 1960-1970-е годы, два неполных десятилетия спустя после восстановления университетского филологического образования в Казани, проф.Н.А.Гуляев объединил научные интересы всех сотрудников и аспирантов кафедры русской и зарубежной литературы вокруг сложной, дискуссионной проблемы романтизма в мировом и российском историко-литературном процессах в их генезисе и динамике развития. Позже, на платформе накопленного казанскими филологами уникального опыта, Н.А.Гуляевым была создана тверская школа исследователей романтизма (ныне возглавляемая его ближайшей соратницей и ученицей – проф.И.В.Карташовой).
Основные достижения в теоретическом и методологическом планах:
- исследование романтизма через призму типологического подхода как в историческом пространстве ХIХ столетия, так и, как типа творчества, в литературе начала ХХ в. (символизме, футуризме), а также в предшествующих романтизму ХIХ в. художественных системах (вплоть до античности)
В 1980-е гг. (когда кафедрой заведовала проф. Любовь Ивановна Савельева) основные исследования литературоведов были связаны со следующими аспектами:
- разработка актуальной в системе гуманитарного знания проблемы литературно-художественных связей и взаимодействий;
- выявление закономерностей развития и взаимовлияния национальных литератур,
- изучение связи литературы с другими видами искусств и формами общественного сознания,
- рассмотрение теоретико-методологических проблем литературно-художественных взаимодействий и конкретные формы,
- определение и анализ принципов и направлений взаимодействия русской литературы XIX в. с критикой, социологией, философией, эстетикой,
- выявление аспектов влияния западной литературы на русскую классику XIX в., взаимосвязей западных и русской литератур XX в.
В этот период можно говорить о продолжении на новом материале традиций сравнительно-исторических исследований последней трети XIX века.
Кафедра выполняла функции базовой для литературоведческих кафедр других вузов Казани и региона.
В 1980-1990-е гг. – три научных направления:
- «Взаимодействие литературы с другими формами общественного сознания (науч.рук.- проф. Валерий Николаевич Коновалов) (входило в государственные программы АН РФ, АН РТ и в составе основного факультетского направления в научную программу «Университеты России»);
- «Взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур» (науч.рук. – проф. Людмила Сергеевна Ачкасова);
- Комплексное исследование художественной литературы, проблема «Теоретико-методологические и методические основы прогнозирования литературы и искусcтва» (науч.рук. - проф. Юлдуз Галимжановна Нигматуллина)
В частности, центральной научной группой под руководством проф.В.Н.Коновалова:
- исследовались теоретико-методологические проблемы критики, закономерности исторического развития, принципы анализа и интерпретации художественного текста в критике, специфика писательской критики XIX в. и русской критики 1870-1880-х годов;
- были обоснованы принципы выделения периодов в истории литературной критики и дифференциации ее течений и направлений, формирование критических жанров;
- впервые в науке как предмет самостоятельного анализа была выделена история газетной критики, рассмотрена научная система газетной периодики 1870–1880-х гг.; обоснованы теоретические проблемы газетной критики, ее специфика и место в контексте газеты; изучена газетная критика столичных и провинциальных газет.
Большой вклад в изучение русской литературы внесло и другое научное направление – по системно-комплексному изучению литературы и искусства, проблематика которого отражала теоретические и методологические поиски российского литературоведения. Оно сформировалось в 1970 –1980-е годы и в него входила часть преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы (проф. Ю.Г.Нигматуллина, руководитель, доц. В.Н.Азбукин, доц. Э.Г.Нигматуллин, доц. Л.В.Пожилова), аспиранты.
Исследования по проблематике данного направления велись в трех основных аспектах:
1) разработка теории, методологии и методики системно-комплексного исследования художественной литературы (труды проф. Нигматуллиной Ю.Г.);
2) составление модели литературного процесса переходной эпохи (на материале русской литературы второй половины ХIХ века) на основе системно-комплексного подхода;
3) обоснование теоретической и методологической базы для прогнозирования развития литературы и искусства (монографии Ю.Г.Нигматуллиной, коллективные сборники, содержащие материалы научных конференций, проведенных Казанской базовой группой в 1980, 1983, 1986 годах).
Прогнозированием литературного процесса занимались и другие научные коллективы как в Советском Союзе, так и за рубежом, но в основном в широком социологическом аспекте. Казанская базовая группа являлась единственным научным центром в нашей стране, разрабатывающим проблемы прогнозирования художественного творчества, исходя из специфики самого искусства изнутри, опираясь на изучение внутренних свойств художественного произведения, на выявление его потенциального содержания.