Казанская литературоведческая школа начала складываться еще с 1810-х годов – фактически с первых лет существования нового высшего учебного заведения России – Казанского университета. У истоков КШЛ стояли выдающиеся ученые Казанского университета XIX века. Высокая степень научной эрудированности, разработка и применение новых методов в изучении литературы, широкая проблематика исследований определили значительный вклад многих из них в историю российской науки о литературе.
Уже в XIX веке определился целый комплекс ведущих направлений научных разработок, получивших широкое признание как внутри страны, так и за ее пределами: медиевистика и текстология, славяноведение; было положено начало изучению поэтики русской классической словесности, восточной словесности, истории и теории театра / драматургии, аксиологическим, библиографическим и краеведческим разысканиям. Со второй половины столетия и к порубежью XX-XXI веков Казанское литературоведение представлено именами таких выдающихся ученых, как Н.Н.Булич, А.С.Архангельский, В.В.Сиповский, Е.Ф.Будде, Б.В.Варнеке, М.П. и Н.М.Петровские, И.Халфин, М.Г. Махмудов, А.К.Казембек, К.Насыри и др.
К ведущим чертам, определявшим в разные эпохи лицо Казанской литературоведческой школы, следует отнести, в первую очередь, такие, как:
1) комплексность исследования источников как методологический принцип (архивы, биографические источники, периодика, факторы литературной культуры как система в филологическом анализе); синтез данных текстологии, источниковедения, библиографии, палеографии;
2) принцип системности, системных связей с другими областями знания, в т.ч. – приоритетного гуманитарного профиля (философия, красноречие / риторика, история, педагогика и психология, юриспруденция);
3) рассмотрение регионального компонента в неразрывной связи краеведения и вопросов школьного и вузовского образования и воспитания; взаимодействие с системой литературно-краеведческих обществ; общая просветительская деятельность;
4) выработка концепций об ученом-литературоведе как «посреднике» между писателем и читателем (А.С.Архангельский), а также разработка комплекса представлений о литературе как средстве образования и формирования личности, духовного возрождения нации (Е.Ф.Будде);
5) изучение русской и татарской словесности в контексте мировой;
6) направления комплексного исследования историко-литературного процесса: антиковедение, славяноведение и др.);
7) разработка этико-философских программ как мировоззренческая база исследований, равно как и неразрывная связь с философией, религией, вопросами нравственности;
8) синтез культурно-исторической и сравнительно-исторической школ литературоведения;
9) постановка и последующая разработка проблемы диалога различных национальных литературных культур.