22 ноября 2019 года успешно прошла VIII Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия».
Конференция была проведена кафедрой татаристики и культуроведения и вошла в программу VII Международного научно-практического форума «Сохранение и развитие языков и культур» Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ.
В конференции приняли участие ученые, преподаватели образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования стран дальнего, ближнего зарубежья (Индия, Испания, США, Армения, Китай, Казахстан, Молдова) и России (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Сызрань, Чебоксары, Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск, Лениногорск, Буинск и др.).
В работе конференции и форума активно участвовали представители Партап колледжа (г. Лудхиана, Индия), с которыми кафедра развивает сотрудничество в 2019 году. На пленарном заседании форума выступил ректор колледжа, PhD Б. Сингх (доклад на тему «Internationalism and multicultural approach to art education»); на пленарном заседании конференции – заместитель ректора колледжа, PhD М. Каур («Developing professional teacher: role of intercultural experience»); на молодежной англоязычной секции «Искусство и язык в пространстве межкультурных коммуникаций» – студентки колледжа Дж. Бхатиа («Core of multicultural education») и А. Сингла («Styles of Indian art form: music & dance»).
Участие в конференции гостей из Индии не ограничилось докладами: в рамках пленарного заседания А. Сингла, М. Каур и Дж. Бхатиа исполнили индийские песни, а в дар кафедре татаристики и культуроведения была преподнесена традиционная индийская фисгармония.
Конференция открылась музыкально-поэтической композицией в исполнении лауреатов международных конкурсов, студентов второго курса Высшей школы национальной культуры и образования имени Габдуллы Тукая ИФМК КФУ Р. Султановой и Р. Салихова (руководитель – к.п.н., доцент И.Ф. Камалова).
Большой интерес вызвали пленарные доклады российских коллег: заведующей отделом театра и музыки ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ, к.иск., члена Союза композиторов РФ и РТ, лауреата Республиканской премии им. М. Джалиля Э.М. Галимовой («Специфика исследовательской работы в области театра и этномузыкологии в рамках научной деятельности ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова»); Почетного работника общего образования РФ, Заслуженного учителя РТ, директора Детской школы искусств им. М.А. Балакирева г. Казани Л.Ю. Гурьяновой («Инновационные направления в деятельности детской школы искусств»); к.п.н., доцента Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова В.Н. Гоптарева («Музыкальное образование в современной России в контексте взаимодействия тенденций и парадигм»); к.п.н., доцента, заместителя декана по образовательной деятельности ВШНКиО им. Г. Тукая ИФМК КФУ С.В. Каркиной («Традиции индийской музыки в поликультурном образовательном пространстве»); к.иск., доцента Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Н.В. Шириевой и к.п.н., доцента КФУ Е.А. Дыгановой («Коллективное исполнительство и цифровые технологии: синхронизация в медиапространстве или новые возможности в музыкальном искусстве?»).
Руководство секционными заседаниями осуществляли: д.п.н., профессор КФУ Р.А. Фахрутдинова; к.п.н., доцент КФУ Е.А. Дыганова (секция «Актуальные проблемы художественной культуры и образования»); PhD, заместитель ректора Партап колледжа М. Каур; д.п.н., профессор КФУ Л.Л. Салехова; к.п.н., доцент КФУ С.В. Каркина, ст. преп. КФУ Т.С. Пименова (секция «Искусство и язык в пространстве межкультурных коммуникаций»); д.п.н., доцент КФУ Л.Т. Файзрахманова; к.п.н., доцент КФУ Н.Р. Валиахметова (секция «Инновации в дополнительном музыкальном образовании детей»); к.п.н., доцент, зав. кафедрой татаристики и культуроведения КФУ Г.И. Батыршина; к.п.н., доцент КФУ Р.М. Ахмадуллина (секция «Современные подходы в методике преподавания урока музыки в школе»).
В ходе завершавшего конференцию круглого стола участниками была отмечена высокая значимость обсуждения актуальных проблем искусства и художественного образования в рамках научных мероприятий, активного сотрудничества учреждений сфер культуры и образования с целью их решения, необходимость анализа и обобщения отечественного и зарубежного передового опыта в области педагогики искусства, перспективность интеграции искусства, педагогической науки и практики межкультурного взаимодействия в развитии художественного образования.
Источник информации: к.п.н., доцент, зав. кафедрой татаристики и культуроведения КФУ Г.И. Батыршина