31 октября 2019 в ВШНКиО ИФМК КФУ состоялась III Всероссийская научная конференция-конкурс учащихся имени Льва Толстого. Конференция проводилась по пяти направлениям: «Татарский язык и научный мир», «Татарская литература и журналистика», «Иностранные языки и национальная культура», «Иностранный язык и межкультурная коммуникация», «Мировая художественная культура» и «Дизайн и изобразительное искусство».
На секции «Татарский язык и научный мир» было прослушано 15 выступлений. География секции: г. Казань, г. Нижнекамск, муниципальные районы Республики Татарстан (Высокогорский, Актанышский, Арский и другие). Значительный интерес у гостей и участников конференции вызвали доклады следующих участников: Вахитова Рината (11 класс) «Татар теленең функциональ үсеше факторы буларак Татнетның фәнни һәм фәнни-популяр ресурслары» (ГАОУ «Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей» РТ), Галиевой Адели (11 класс), «Татарстан Республикасы Биектау муниципаль районы Ямаширмә авылы җирле сөйләменең морфологик һәм лексик үзенчәлекләре» (МБОУ «Ямашурминская СОШ Высокогорского муниципального района РТ»), Хуснуллиной Алсу (11 класс) «Ризык атамаларының лингвокультурологик үзенчәлекләре» (МБОУ «Биектауская средняя общеобразовательная школа»).
Направление: «Татарская литература и журналистика» свою работу вела в двух секциях: 1) «Актуальные проблемы современной татарской литературы», 2) «Идейно-духовные искания в татарской литературе и культуре». Участвовали 26 учеников. 1-е места занимали Фатихова Лейсан (11класс, МБОУ “ Гимназия № 27 с татарским языком обучения” Вахитовского района г.Казани), Юнусова Лейсан (11 класс, МБОУ “СОШ №29” Нижнекамского муниципального района РТ), Кашафутдинов Ильназ (1 курс, ГАПОУ “ККСАиГХ” г. Казани), Миннебаева Инзиля 11 класс, МБОУ “Гимназия” пгт, Богатые Сабы.
На секции «Лингвокультурное наследие стран изучаемого языка» было прослушано 14 выступлений. География конференции: г. Казань, г. Набережные Челны, муниципальные районы Республики Татарстан (Апастовский, Нурлатский, Черемшанский, Кукморский, Зеленодольский, Высокогорский, Лениногорский, Бугульминский).
Дипломом 1 степени награждены следующие участники: Муськина Светлана (11 класс), Сычёв Данила (СПО).
На секции «Иностранный язык и межкультурная коммуникация» было прослушано 15 выступлений. География конференции: г. Казань, г. Набережные Челны, муниципальные районы Республики Татарстан (Черемшанский, Нижнекамский, Елабужский).
Дипломом 1 степени награждены следующие участники: Белова Алина (10 класс), Халиуллина Алина (10 класс), Сташевски Эмиль (11 класс).
Секция «Современные культурологические исследования в области изобразительного искусства, дизайна и художественного творчества», проходила на кафедре дизайна и национальных искусств, приняли участие 11 учащихся 8, 9, 10, 11 классов и их научные руководители из образовательных учреждений (СОШ, гимназии, ДХШ) гг. Казань, Набережные Челны, а также Балтасинского и Сабинского муниципальных районов РТ.
Члены экспертного совета отметили доклад участника из МАУ ДО «Детская школа искусств №6 «ДА-ДА» (архитектурно-дизайнерского профиля, г. Набережные Челны)» – ученика 11 класса Коренёк Никиты на тему «Особенности развития стилей и течений в архитектуре и музыке от античности до начала XXI века (Европа, Россия, США, Азия)». Представленный доклад имеет достаточно серьезный научный задел и выходит за рамки школьной программы, поскольку содержит творческое осмысление теоретического материала, изученного автором по выбранной проблеме.
Экспертный совет отметил разнообразие тем представленных докладов, хорошую подготовку, заинтересованность учащихся и высокий уровень руководства со стороны научных руководителей.
В секции «Искусствоведение» направления «Мировая художественная культура» было заслушано 14 докладов.
География участников была представлена Пермским краем, муниципальными районами Республики Татарстан, городами РТ.
Проблематика докладов отражала широкий спектр направлений: сохранение традиций фольклорного наследия, сравнительный анализ классических образцов различных направлений искусства, влияние современных технологий на повышение интереса у молодежи к классическому и народному культурному наследию, художественная интерпретация идей трансгуманизма в массовых видах искусства.
Основной состав докладчиков является учениками 11 классов. Они уже выбрали ИФМК КФУ для поступления. С ними была проведена профориентационная работа.
Темы выступлений участников были актуальны. Работы отличались новизной исследования и творческим характером. Также нужно подчеркнуть логику изложения и способность к научному анализу учащихся.
Научные руководители учащихся уверены, что у каждого участника конференции, есть жажда познания, желание исследования и терпение получения ответов на свои вопросы. При подготовке к конференции учащиеся самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас слов, открывая для себя много нового, интересного, неизведанного. Сегодня можно с уверенностью сказать, что у них есть огромный научный потенциал. В итоге все участники согласились с тем, что конференцию надо проводить ежегодно.