Преподаватели кафедры татаристики и культуроведения ИФМК им. Льва Толстого КФУ регулярно общаются со своими коллегами, представляющими учебные заведения Поволжского региона. Уфа, Пермь, Ижевск, Чебоксары, Ульяновск, Владимир, Саратов, Самара и, конечно, Саранск регулярно представлены в «географии» педагогических, а также студенческих научных конференций и профессиональных конкурсов, и это стало хорошей традицией. На основе другого рода контактов также осуществляется обмен профессиональным опытом, накопленным преподавателями Казанского университета и их иногородними коллегами в процессе реформ и реализации современных стандартов в подготовке бакалавров и магистров – специалистов в области музыкально-педагогического образования, музыкального искусства и менеджмента в сфере искусства и др. Одним из примеров таких обменов опытом является участие доцента, докт. пед. наук Файзрахмановой Л.Т. в работе ГЭК в качестве ее председателя на факультете педагогического и художественного образования МГПИ им. М.Е.Евсевьева (направление подготовки: Педагогическое образование, профиль: Музыкальное образование, магистратура).
Оценивая работу принимающей стороны, важно отметить слаженность и четкость организации столь ответственных заключительных испытаний, проведенных под руководством зав.кафедрой музыкального образования и методики преподавания музыки, канд. пед. наук, доцента О.Ф.Асатрян, докт. пед. наук, профессора И.С. Кобозевой, секретаря ГЭК – канд. пед.наук, доцента Ю.В. Величко. Безусловно важным для работы ГЭК было включение в ее состав профессионалов-практиков, заинтересованных в молодых кадрах – это директор одной из лучших гимназий Мордовии Р.К. Аюпов и учитель музыки, руководитель методического объединения учителей музыки г.Саранска М.Ю Девина. Вопросы, задаваемые учителями, были практико-ориентированы и нацелены на выявление перспектив трудоустройства выпускников магистратуры. Предметным и одновременно доброжелательным было общение других членов ГЭК с магистрами в процессе защиты выпускных работ, темы и содержание которых отвечали профессиональной ориентированности магистрантов, а их ответы показали необходимый уровень теоретических знаний, способность к самостоятельности суждений, обобщению теоретического материала и практического опыта, а в целом – готовность выпускников к научно-исследовательской деятельности. В процессе обсуждения (высказывались все члены ГЭК) комиссией были отмечены как достоинства выпускных работ, так и отдельные недостатки, что было доведено до самих магистров, их научных руководителей и внесено в отчет о работе ГЭК. В целом необходимо отметить наличие общих для Казани и Саранска подходов к подготовке магистров к научно-исследовательской деятельности, к качеству выпускных работ и их презентации, что свидетельствует об уровне научного руководства, а также о традициях, которые сложились в педагогической науке и практике к настоящему времени. Руководство и члены выпускающей кафедры высказали благодарность за проделанную работу и пожелание продолжить профессиональные контакты, необходимые для повышения научного уровня магистратуры. Были обсуждены также общие для музыкально-педагогического образования проблемы, связанные с процессами оптимизации и перманентного сокращения как педагогического состава, так и численности студентов. Вместе с тем, как выяснялось, вопрос оптимизации на местах решается в соответствии с потребностями региона, и здесь нет общих правил. По окончанию работы ГЭК прозвучали теплые и искренние поздравления выпускникам магистратуры, приехавшим в Саранск из разных российских городов.
В завершении работы приятным сюрпризом стала экскурсия по культурному центру города, где внимание привлекли здание оперного театра, республиканской библиотеки, современного спортивного центра. Незабываемое впечатление оставил Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, расположенный ныне в великолепном современном здании, в залах которого выставлены также работы художников И.К. Макарова, Ф.В. Сычкова и других известных мастеров русской живописи.
Творчество Степана Эрьзи не требует никакой рекламы, достаточно просто увидеть хотя бы несколько работ этого великолепного мастера и вслед за этим неминуемо последует восхищение гениальным даром творца, поставившим скульптора в один ряд с выдающимися мастерами XX века. Размышляя о творческой судьбе С.Эрьзи, много работавшего с деревом (южноамериканские породы – кебрачо и альгароббо), невольно вспоминаешь других замечательных скульпторов XX века, также любивших дерево, что, по-видимому, помогало им выразить в своем творчестве стихийные силы природы, образы народных сказок и преданий, запечатлеть в материале лучшие проявления национальных черт русской (С.Т.Коненков) или татарской (Б. Урманче) культуры.
Рабочая поездка в Саранск способствовала развитию как профессиональных, так и культурных контактов, оставила яркие впечатления от творчества мастеров, составивших славу российского искусства.