С конца марта 2020 г. образовательный процесс для студентов КФУ перешел в цифровое пространство с использованием дистанционных технологий. Каким он стал для студентов-музыкантов ИФМК и их преподавателей?
Для студентов, которые получают профессиональную подготовку на практических дисциплинах по классу вокала, инструмента, дирижирования, хоровому исполнительству, дистанционный формат обучения был неожиданным и сначала воспринимался как «Terra incognita».
«Лично для меня такой формат работы очень необычный, даже неудобный. Конечно хочется живого контакта с педагогом, но увы, так сложилась ситуация и пришлось работать в режиме дистанционного обучения».
«Первоначально я была совершенно не рада дистанционному обучению, касаемо хорового класса и класса дирижирования. На мой взгляд, именно эти дисциплины лучше усваиваются при традиционном обучении. Мне было крайне неудобно записывать и присылать все в аудио- и видео- форматах».
(из высказываний студентов)
Для педагогов эта ситуация явилась стимулом к развитию методической стратегии дистанционного обучения в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов. Произошла перестройка предметного содержания, обновление банка заданий, была разработана критериально-оценочная система образовательных результатов, осуществлен отбор эффективных информационно-коммуникационных технологий.
Шаг за шагом происходило дистанционное образовательное взаимодействие в онлайн и офлайн режимах. Работа велась «по всем фронтам»: на групповых занятиях, где студенты получали новый материал и педагогические установки; в индивидуальных занятиях, где осуществлялась детальная оценка достижений и неудач, разбирались затруднения и выстраивались образовательные маршруты.
«Признаться, спустя какое-то время, я была сильно удивлена и поняла, что для меня именно дистанционный формат оказался наиболее эффективным. То, что раньше я делала необдуманно, сейчас начала осознавать, понимать, а что самое главное - Делать!».
«Дистанционное обучение имело свои плюсы и минусы. Могу сказать, что, в какой-то мере, такой формат дал толчок моему развитию понимания и осмысленной работе с нотным текстом. Мне приходилось думать самому, и, уже опираясь на свои мысли, действовать дальше. Если раньше мои действия, вплоть до момента дистанционного обучения, были неосмысленны и делались интуитивно, то во время дистанционного обучения они обрели осмысленный характер. Очень сильно помогали комментарии педагога, относительно выполненной работы, следовать дальше».
«Во время очных занятий по Хоровому классу проделывалась командная работа. Каждый подстраивался под других, чтобы не было неточностей и неправильного звучания каждой их партий. Тут же нам приходилось работать отдельно и держать свою партию так как положено. Это было трудно, но трудности даются, чтобы их преодолевать. Поэтому приходилось работать усерднее и полагаться на свои знания и комментарии педагога, что действительно имеет хорошее влияние на развитие индивидуальных навыков певца».
«За время дистанционного обучения по хоровому классу я извлекла из занятий очень много полезной информации. Это была непривычная форма работы, но не менее интересная, и даже более полезная, так как внимание уделялось каждому индивидуально, нежели это было в общем составе. Выполняя предложенные педагогом задания, я научилась лучше разбираться в хоровой партитуре, стала больше слушать и слышать себя как сольного исполнителя, усовершенствовала навыки распределения певческого дыхания и навыки управления им. Так же я стала слышать свои недочёты и использовать методы по их устранению. Такой метод работы оказался для меня очень полезным».
«Я рада, что нам удалось пережить подобный опыт работы, потому что мы научились работать при любых сложностях, теперь нам, на самом деле, подвластно всё!»
(из высказываний студентов)
В условиях дистанционного формата нельзя было упустить развитие творческой составляющей профессии педагога-музыканта. Под руководством преподавателей кафедры татаристики и культуроведения Н.Х. Нургаяновой, Г.Н. Акбаровой, И.Ф. Камаловой были подготовлены студенческие музыкальные номера-видеоролики к юбилейным датам и знаковым событиям.
Во флешмобе #МИНЕМТУКАЙ с вокальными и вокально-инструментальными номерами приняли участие более 20 студентов-музыкантов, концертмейстеры кафедры В.Д. Гатауллина и З.А. Ибрагимова. Для участия в акции #ПомнимЧитаемТворим более 70 студентов кафедры подготовили музыкально-творческие номера.
Показательным педагогическим примером стало участие в данных акциях руководителя музыкально-образовательного лектория М.Я. Коварской (Е. Желинский Импровизация на тему песни М. Блантера «Катюша», c О.Вайсбеккер), заведующей кафедрой татаристики и культуроведения Г.И. Батыршиной (тат. нар. песня «Тәфтиләү», М. Таривердиев «Двое в кафе» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»), ст. преп. Г.Н. Акбаровой (М. Блантер «Катюша»).
Хоровой коллектив «Созвучие» (руководитель Е.А. Дыганова, концертмейстер В.Д. Гатауллина) принял участие в V Всероссийском интернет-конкурсе «Иволга» (01.03.2020-15.04.2020) и явился ЛАУРЕАТОМ I СТЕПЕНИ в номинации «Хор; студенты музыкально-педагогических факультетов высших учебных заведений».
Продуктивное образовательное взаимодействие педагогов и студентов выражается и в высоких образовательных результатах студентов-музыкантов, и в их творческих достижениях.
Дистанционное обучение – это опыт, переоценка, новые ориентиры. При этом мы искренне надеемся, что 1 сентября 2020 года хор вновь зазвучит многоголосно, музыкальное исполнение будет «живое», а образование – традиционно-контактное с небольшой вспомогательной долей дистанта.
Источник информации: доцент кафедры татаристики и культуроведения Е.А. Дыганова