25 мая на отделении искусств состоялся Методологический семинар «Интерактивные технологии в художественном образовании». Он продолжил цикл семинаров, посвященных проблемам совершенствованию технолого-методической составляющей процесса обучения в средней и высшей школе, проводимый кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования. В этот раз возможности интерактивного обучения продемонстрировали преподаватели кафедр изобразительного искусства и дизайна, теории искусств и мировой художественной культуры, музыкального искусства и хореографического искусства.
Открыла семинар заведующая отделением искусств, профессор Зилия Явгильдина. В своем выступлении она охарактеризовала интерактивные технологии, выявила их роль в современной образовательной практике. Далее вниманию собравшихся были предложены мастер-классы по компьютерной графике (доцент Р.Ф.Салахов) и арт-технологиям (доцент. Ю.Л.Блинова).
В первом выступлении компьютерная графика была представлена в контексте обучения будущих дизайнеров, в структуре таких дисциплин профессионального цикла, как графический дизайн, видео-фотодизайн, веб-дизайн, инфографика, дизайн костюма и проектирование интерьера. Студенты, находившиеся в аудитории, выводили на дисплеи компьютеров свои творческие работы: анимационные ролики, эскизные проекты коллекций костюмов «Монлы Казан», «Татар кызы», «Волонтеры универсиады», «Сильная слабая женщина», «Волжские мотивы», разработки фирменного стиля «Сабинские узоры», детской подарочно-сувенирной продукции и спортивной одежды к Универсиаде. Многие работы имеют практическое значение и ориентированы на решение насущных проблем студенчества. Например, специально для студентов отделения искусств подготовлены дизайн-проекты визуальных коммуникаций внутренней среды здания №31 ИФИ КФУ, транспортных маршрутов города Казани и другое. С помощью компьютерной графики студенты также создают дизайн-проекты реновации памятников татарского зодчества: усадьбы Муллина, дома Бакирова в селе Б.Мингеры РТ, соборной мечети деревни Маскара Кукморского муниципального района РТ.
В выступлении Ю.Л.Блиновой было сформулировано определение арт-технологии, описаны условия, виды и формы реализации арт-технологий в образовательном пространстве. Доклад иллюстрировался рисунками студентов, в которых представлены проективные методики «То, чем я живу», «Рука мешающая – рука помогающая», «4 базовых эмоции: радость, печаль, гнев, страх», «Мандала». В завершение под руководством Ю.Л.Блиновой участниками семинара была реализована проективная экспресс-методика «Кошка и цветок», направленная на выявление способностей к совместной деятельности, конструктивному компромиссу, склонности к доминированию или конформизму.
Следующие выступления были построены в форме творческих занятий со студенческими коллективами по дисциплинам «Хоровой класс и практическая работа с хором» и «Народный танец». Доцент кафедры музыкального искусства Е.А. Дыганова на примере хоровой миниатюры В.Шебалина и А.Пушкина «Зимняя дорога» последовательно раскрыла этапы работы над созданием художественного образа в хоровом произведении. Убедительным итогом выступления стало яркое концертное исполнение разбираемого произведения смешанным хором отделения искусств.
Заведующая кафедрой хореографического искусства, доц. Ч.Р.Закирова осветила традиционные и инновационные технологии, используемые в педагогике танца. Присутствующие увидели ход репетиционного процесса, выстраивание хореографической композиции из отдельных элементов, сочетающих движения народного, классического и современного танцев.
Семинар «Интерактивные технологии в художественном образовании» показал основные направления работы отделения искусств в области педагогики искусства и доказал высокий уровень владения профессорско-педагогическим составом отделения искусств новейшими педагогическими технологиями.
Лилия Сафиуллина