29 апреля завершила обучение по программе повышения квалификации педагогических работников третья группа учителей из Казани и из районов РТ., которые собрались повысить свой профессиональный уровень, расширить знания и обменяться опытом.
Программа «Совершенствование профессиональных компетенций учителя английского языка в условиях реализации ФГОС ОО» разработана преподавателями кафедры контрастивной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого доц. Мингазовой Н.Г. и ст.преп. Шелестовой О.В., продолжая традиции факультета иностранных языков Казанского государственного педагогического университета в подготовке педагогических кадров – учителей двух иностранных языков (английского и второго иностранного языка, преподаваемого в школах РТ: французского, немецкого, испанского, арабского, турецкого, китайского). Программа включала в себя как теоретические, так и практические языковые дисциплины, например, «Практикум по совершенствованию навыков аудирования»; «Современные технологии формирования навыков говорения на английском языке»; «Практикум по совершенствованию навыков чтения иноязычных текстов»; «Этнокультурный компонент в преподавании английского языка: межкультурные параллели в разноструктурных языках»; «Технология интегрированного предметно-языкового обучения – CLIL»; «Проектная деятельность учащихся и учителей в информационной образовательной среде», а также стажировку на базе ведущих образовательных организаций г. Казани – стажировочных площадок, рекомендованных Министерством образования и науки РТ. Преподаватели кафедры контрастивной лингвистики доц. Мингазова Н.Г., ст.преп. Шелестова О.В., ст.преп. Субич В.Г., доц. Гафиятова Э.В. и другие, а также кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии проф. Салехова Л.Л. и другие представили содержательные лекции с практической направленностью. Информационно-техническая поддержка курсов соответствовала современным требованиям, часть занятий проводилась с использованием компьютерного класса, где каждый имел возможность на практике освоить материал по новым компьютерным технологиям. Слушатели имели возможность прослушать онлайн-лекцию преподавателя кафедры контрастивной лингвистики Хезер Меллоу, которая работает из США в онлайн-режиме. В ходе курсов учителя имели возможность по-новому взглянуть на реализацию ФГОС.
За время обучения слушатели не только реализовали поставленные перед собой цели, но и сформулировали новые цели своего дальнейшего профессионального роста. Закончились курсы итоговой аттестацией, проведенной в форме круглого стола, на котором учителя защищали проектные работы на темы: «Возможности и перспективы использования электронных интерактивных заданий на уроках английского языка в школе», «Использование ИКТ на уроках английского языка, как способ повышения мотивации учащихся», «Возможности и перспективы использования ИКТ на уроках английского языка», «Создание дистанционного интерактивного курса по изучению английского языка», «Системно-деятельностный подход в обучении грамматике английского языка в 5 классе», «Использование диахронного аспекта при изучении словообразования», «Формирование умений поискового чтения при подготовке к ЕГЭ по английскому языку», «Технологии совершенствования навыков говорения на английском языке при подготовке к ЕГЭ», «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды в условиях реализации ФГОС».
Слушатели в полной мере использовали возможность показать, чему они научились за время прохождения курсов и не только представили в своих проектах новые образовательные технологии, но и активно применяли информационные компьютерные технологии, с которыми познакомились на курсах.
Стажировка слушателей прошла как в:
1. Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого, где в рамках II Международной научно-практической конференции
«Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект» (27 апреля 2016 г.) (в здании Дома Дружбы народов Татарстана) слушатели приняли участие в обсуждении следующих проблем:
* Соотношение гражданской, этнической, межконфессиональной толерантности в культурно-образовательном пространстве регионов России и за рубежом.
* Проблемы воспитания культуры межнационального общения в образовательных учреждениях.
* Проблема формирования поликультурной личности в современном образовательном пространстве.
* Диалог культур как условие эффективности поликультурного образования.
* Человеческие отношения как высшее достижение культуры межнационального общения.
* Культура межнационального и межконфессионального общения как субстанция нравственности и толерантности;
2. так и в МАОУ «Лицей-интернат № 2» Московского района (директор Ризванов И.А.), где директором и педагогическим коллективом школы была подготовлена великолепная программа (26 апреля):
Накипов Р. М. – заместитель директора по инновационной работе выступил с презентацией «Развитие ключевых компетенций участников образовательного процесса в полилингвальном пространстве», были проведены открытые уроки учителем английского языка первой кв. категории Галавовым А.В. в 8 классе по теме «Вы гордитесь своей мусорной корзиной? Поговорим про экологию», и учителем английского языка первой кв. категории Софроновым А.В. в 8 классе по тебе «Зарядись!» (Second Conditional in deep) (Развитие грамматических навыков). Выражаем огромную благодарность Колесникову Денису Петровичу – учителю английского языка высшей кв. категории за проведение мастер-класса по теме «Использование цифровых образовательных платформ Kahoot и Plickers на уроках английского языка». Денис Петрович поделился своим многолетним опытом преподавания английского языка в школе. Учителя получили огромный заряд энергии и стимул к самосовершенствованию.
В лицее-интернате, продолжая традиции школы, осуществляется преподавание двух иностранных языков, английского и турецкого. В связи с этим, учитель английского и турецкого языков МБОО «Средняя общеобразовательная школа № 25 им. 70-летия нефти Татарстана» г. Альметьевска Валиева Э.Р. имела возможность посетить и уроки турецкого языков.
Огромная благодарность директору школы Ризванову Иреку Асафовичу за оказанную поддержку кафедре констрастивной лингвистики и проведение стажировки на базе лицея-интерната в рамках намечающегося сотрудничества.
3. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 167 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района (директор Хасбиева Р.П.) (28 апреля), где директор гимназии ознакомила с деятельностью школы, был представлен лингво-поликультурный проект, были проведены урок презентация «Письмо другу (развитие навыков оформления письма)» (Нигматуллина В.И. – учитель английского языка 1 кв.категории), комбинированный урок «Family and family relationship» (Чичканова Н.Н. – учитель английского языка 1 кв.категории), урок-диспут «Should parents choose friends for their children?» (Гафиатуллина Н.Р. – учитель английского языка 1 кв. категории), Урок-рефлексия «The world of animals» (Васильева О.В. - учитель английского языка), и круглый стол по проблемам преподавания английского языка в школах РТ (Батыршина Э.Ю. – зам.директора по УР учитель высшей кв. категории).
Выражаем благодарность директору гимназии Хасбиевой Р.П. за содействие в организации стажировки наших слушателей.
Молодой учитель английского и арабского языков ГАОУ «Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей» Актанышского района Валиева Р.Ф. отмечает: «Наше пребывание началось с приветственных слов директора Розы Петровны и концерта, где дети представили свои номера. Мы были сильно впечатлены многонациональностью данного учебного заведения. Несмотря на наличие учеников разных национальностей, чувствовалась атмосфера тепла, сотрудничества и толерантности.
Далее нашему вниманию были представлены уроки ведущих учителей школы Наили Рамилевны, Венеры Ильдусовны, Натальи Николаевны, а также один урок под руководством молодого учителя Ольги Васильевны. Все слушатели почерпнули много нового и полезного для себя. Стоит отметить просмотренный нами видео-урок английского языка, который провела Венера Ильдусовна. Данная методика показалась нам весьма интересной, так как видео-урок позволяет делиться своим опытом с другими учителями и получать обратный ответ: похвалу, либо замечания. Тем самым, это прекрасная возможность для самосовершенствования. Также очень понравился открытый урок молодого учителя Ольги Васильевны. Чувствовался тесный контакт с учениками. Несмотря на тот факт, что урок проводился в 5 классе, учитель вел беседу только на английском языке и ученики ее понимали. Активно менялись формы работы. Ученики были активны на протяжении всего урока.
Подводя итог, хочется сказать, что чувствуется большой профессионализм учительского состава. Мы получили массу положительных эмоций и бесценный опыт».
Слушатели программы дали высокую оценку как организованной стажировке, так и программе в целом, которая дала им возможность ознакомиться с новыми тенденциями развития английского языка, научиться не только пользоваться электронными технологиями на английском языке, но и создавать свои блоги в целях совершенствования своей педагогической деятельности. Мы надеемся, что данная программа внесет свой вклад в развитие конкурентоспособной молодежи нашей республики.