5 апреля 2019 года в рамках Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ успешно провели работу три секции кафедры татаристики и культуроведения.
Работа секции «Современные тенденции педагогики искусства» (руководитель – канд. пед. наук, доцент Е.А. Дыганова) была посвящена анализу актуальных проблем художественного образования. Докладчики осветили вопросы обучения и развития учащихся на основе освоения изобразительного искусства и художественного творчества: формирования визуальной культуры у подростков средствами фотоискусства (магистрант 2 года обучения Р.Р. Каюмова, науч. рук. – Е.А. Дыганова); развития творческого мышления дошкольников средствами неакадемических художественных техник (магистрант 2 года обучения А.А. Каргашина, науч. рук. – доц., канд. пед. наук С.В. Каркина).
Ряд выступлений отражал современные направления музыкального образования и раскрыл: особенности социализации детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ (студент 3 курса Ф.И. Галеев, науч. рук. – Е.А. Дыганова); возможности использования техники «body-percussion» в развитии ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки (студентка 5 курса Г.Ф. Фатхутдинова, науч. рук. – Е.А. Дыганова); основы развития профессиональных компетенций учителя музыки в условиях чемпионата «WorldSkills» (студентка 1 курса А.Н. Салихова, науч. рук. – ст. преп. Г.Н. Акбарова) и другие темы.
Серьезную научную разработку получила проблема развития критического мышления учащихся средствами кейс-метода на уроках изобразительного искусства, представленная в докладе магистрантки 2 года обучения Д.С. Заудаловой (науч. рук. – С.В. Каркина), занявшем первое место в секции.
Секция «Актуальные проблемы исполнительского искусства и педагогики» (руководитель – канд. пед. наук, доцент Н.Х. Нургаянова) объединила доклады, связанные с различными аспектами музыкально-исполнительской деятельности. Свое научное видение проблем певческого творчества было представлено в докладах о вокальной перкуссии в музыкальном исполнительстве (студентка 1 курса Р.И. Мартынина, науч. рук. – Е.А. Дыганова), сходстве и различиях вокально-исполнительских манер (студентка 1 курса П.С. Власова, науч. рук. – Е.А. Дыганова), исполнении русской народной песни на эстраде (студентка 1 курса А.А. Фаустова, науч. рук. – Е.А. Дыганова).
В секции также были рассмотрены вопросы развития интереса к хореографическому искусству у детей старшего школьного возраста средствами фольклора (магистрант 2 года обучения В.М. Мязитова, науч. рук. – С.В. Каркина), реализации интегративного подхода в развитии образного мышления у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано ДМШ (студентка 3 курса Э.И. Бакирова, науч. рук. – Е.А. Дыганова).
Наиболее убедительным было выступление студентки 5 курса О.Н. Плотниковой (науч. рук. – Е.А. Дыганова), доклад которой раскрыл педагогические условия формирования познавательного интереса студенческой молодежи к народной песне и занял первое место в секции.
Секция «Татарская музыкальная культура и образование» (руководитель – канд. пед. наук, доцент Г.И. Батыршина) была направлена на анализ вопросов развития татарской вокальной и инструментальной музыки, реализации национального компонента в условиях общего образования.
Студенты представили ретроспективу татарской музыки, осветили историю развития татарской народной скрипичной музыки (студент 1 курса Р.А. Музафаров, науч. рук. – канд. пед. наук, доцент И.Ф. Камалова), особенности музыкального воплощения образа Волжской Булгарии в произведениях татарских композиторов (студентка 1 курса З.Ф. Саттарова, науч. рук. – Г.И. Батыршина), поэтику европейских танцевальных жанров в творчестве татарских композиторов (студентка 1 курса А.М. Зарипова, науч. рук. – Г.И. Батыршина), роль национально-регионального компонента в музыкальном воспитании обучающихся начальных классов (студентка 1 курса Р.Р. Султанова, науч. рук. – И.Ф. Камалова).
В ряде докладов было подчеркнуто богатство и художественная ценность татарского традиционного наследия: музыкального фольклора нижегородских татар (студентка 1 курса А.М. Исляева, науч. рук. – Г.И. Батыршина), искусства игры на духовых музыкальных инструментах (студент 1 курса Р.Н. Салихов, науч. рук. – Н.Х. Нургаянова), исполнительства на татарских народных музыкальных инструментах (студентка 1 курса К.И. Сафина, науч. рук. – Н.Х. Нургаянова).
Занял первое место и был особо отмечен доклад студентов 1 курса А.М. Хусаеновой и А.И. Габидуллиной (науч. рук. – С.В. Каркина), посвященный интерпретации поэтических текстов романсов С. Сайдашева в фортепианном цикле Р. Еникеева «Сайдашстан».
В целом необходимо отметить актуальность рассматриваемых в докладах проблем, стремление к глубокому содержательному анализу тем, значимых для искусствознания и художественного образования. Студенты показали развитую дискуссионную культуру; выступления сопровождались мультимедиа-презентациями, включали видеофрагменты и живое музыкальное исполнение, вызвали яркий эмоциональный отклик у присутствовавших.
Источник информации: Г.И. Батыршина