25 января 2021 года XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»)» объединяет исследователей-филологов разных поколений: от учеников, студентов и аспирантов до известных ученых
25 января 2021 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета торжественно открылась XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»). Конференция проводится совместно Министерством образования и науки РТ и Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Оргкомитет конференции возглавляют первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Иванович Поминов и заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы ИФМК КФУ, профессор Ольга Олеговна Несмелова.
Конференция «Татьянин день» ежегодно проводится в День российского студенчества и становится подлинным праздником филологической и методической науки. В то же время конференция, посвящена памяти доцента Казанского государственного педагогического университета, доктора философских наук Татьяны Александровны Геллер (1932-2003 г.), которая более 40 лет возглавляла студенческий кружок «Эстетика», вела большую научную, педагогическую и просветительскую деятельность среди студентов и школьников. Конференция «Татьянин день» продолжает филологические и педагогические традиции Т.А. Геллер.
Конференция уникальна по контингенту участников, основана на стремлении к интеграции вузовской науки со школьной практикой. Она консолидирует исследователей разных поколений исследователей-филологов: от ученика, студентов, до вузовского преподавателя-ученого.
Особенностью организации конференции 2021 года была смешанная онлайн и офф-лайн форма проведения. С одной стороны, это существенно затрудняло полноценное общение между участниками конференции, руководителям секций приходилось охватывать своим вниманием учеников и студентов, находящихся в аудитории, и не забывать о специфике восприятия тех, кто выступает дистанционно. В то же время прекрасно оборудованные аудитории Казанского федерального университета и качественный Интернет, позволили преодолеть эти объективные и субъективные трудности. В то же время дистанционная форма связи позволила существенно расширить географию участников конференции. В этом году на студенческой, преподавательской и методической секциях виртуально приняли участие более 20 представителей Казахстана, все они представляли Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева.
В 2021 году в конференции приняли участие ученики, студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели вузов России и Республики Татарстан: городов Москва, Ульяновск, Ижевск, Казань, Бугульма, Альметьевск, Буинск, Лаишево, Зеленодольск, Чистополь, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, а также сельских школ Актанышского, Апастовского, Арского, Дрожжановского, Лаишевского, Тетюшского, Менделеевского, Зеленодольского, Агрызского, Кукморского районов Республики Татарстан. На заседаниях 7 секций конференции прозвучало более 200 докладов.
На пленарном заседании с приветствием к участникам конференции обратился заместитель директора по научной деятельности Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, доктор педагогических наук Искандер Энгелевич Ярмакеев, отметив большой научно-исследовательский потенциал конференции «Татьянин день» для приобщения учащейся молодежи к филологической науке, пожелал успешного выступления на конференции, выразив надежду, что конференция станет первой значимой ступенькой к совершению научных открытий в мире литературоведения и искусствоведения.
Резеда Фаилевна Мухаметшина, декан Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации им. И.А. Бодуэна де Куртенэ ИФМК КФУ, доктор педагогических наук, рассказала о большой воспитательной и просветительской роли кружка «Эстетика» для студентов историко-филологического факультета 1960-2000-х годов и пожелала каждому ученику и студенту найти такого мудрого и очарованного своей профессией Учителя и Наставника, каким была для всех студентов Татьяна Александровна Геллер.
Ольга Олеговна Несмелова, председатель оргкомитета конференции, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы, сказала, что в 2021 год – юбилейный для кружка «Эстетика», члены которого отличаются особой преданностью своей педагогической профессии, изучению филологических дисциплин и уже вместе со своими учениками – школьниками или студентами – ежегодно принимают участие в работе конференции «Татьянин день». Когда Ольга Олеговна предложила встать присутствующим в зале выпускникам кружка «Эстетика», 20 – 30 человек поднялись в зале и в президиуме конференции. Это были и учителя школ и техникумов, ученые и преподаватели Казанского федерального университета.
С пленарными докладами выступили профессор кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК КФУ Алексей Николаевич Пашкуров выступит с докладом «Вселенная Михаила Ломоносова (к 310-летию)» и доцент кафедры русской зарубежной литературы ИФМК КФУ Зуева Екатерина Владимировна с докладом, посвященным освещению Холокоста в зарубежной литературе рубежа XX – XXI веков.
25 и 26 января 2021 года работали 4 ученических секции: «Литература: от средневековья до начала ХХ века», «Литература XX-XXI вв.», «Компаративистика» и «История культуры и эстетика», студенческая секция «Литературоведение и история культуры» и секция преподавателей и аспирантов, на заседаниях которых были представлены доклады, раскрывающие проблемы изучения поэтики художественных произведений, диалога литератур и культур, актуальным проблемам современной эстетики и историко-культурного знания, а также взаимосвязи различных видов искусства. Конференция предполагает ведение систематической просветительской деятельности среди учащихся и молодежи с целью формирования навыков филологического анализа текста и любви к художественному слову.
Руководители ученических и студенческих секций с удовлетворением отмечали увлеченность выступающих темами исследований, многие учащиеся активно задавали вопросы.
Вместе с тем выразили свои пожелания на возможности совершенствования формы изложения ученических исследований: многие доклады носили описательный, компилятивный характер, отсутствовала задача исследования, указание на методологическую базу.
Школьники зачастую в докладах не столько раскрывают в докладах заданную темой проблему, заменяя глубокое исследование высказыванием своего субъективного толкования («по поводу» темы).
Лучшие доклады отличались научной глубиной, привлечением большого иллюстративного материала, хорошим, содержательным обзором научно-критической литературы, качественным анализом элементов художественной системы. Докладчики, получившие призовые места, держались уверенно, отвечали твердо, со знанием. Чувствовалось огромное и неподдельное увлечение темой исследования. В секции «История культуры и эстетика» лучшими признаны доклады: ученицы 10 класса татарской гимназии № 2 при КФУ г. Казани Камаловой Зухра на тему «Призвание театра – будить сердца людей», ученицы 9 класса гимназии № 179 – Центра образования г. Казани Красновой Екатерины «Лексические и грамматические особенности надписей на одежде в русском, английском, татарском и немецком языках», ученицы 10 класса гимназии № 96 г. Казани Косяченко Софьи «Роль текста а русской рок-опере» и учащийся 1 курса СПО ИКТЗИ КНИТУ (КАИ), г. Казани Альтергот Льва «Психологический портрет авторов стихотворений «с поля боя» (по материалам архивов полевой почты)».
Руководители секции «Литература XX–XXI веков» отметили достаточно высокий уровень докладов, представленных на заседании секции, многие из которых основывались на достаточно солидной теоретической базе. Доклады отличались широтой тематики, предметом исследования в которых были произведения русской и зарубежной литературы XX–XXI веков, разнообразие жанров и направлений, к которым принадлежали тексты, ставшие объектами исследования: рассказы, повести, романы, лирические произведения.
Произведения русской и зарубежной словесности рассматривались на фоне художественной культуры, привлекался материал самых разных видов искусства: графики, живописи. Кроме того, внимание уделялось таким характеристикам художественного текста, как его звуковая организация и цветовая символика. Школьники старались представить и доказать собственное видение поставленных в докладах проблем. Ряд участников секции задавали вопросы, вступали в научную дискуссию.
Лучшими докладами были признаны доклады ученицы 11 класса лицея-интерната ФГБОУ ВО «КНИТУ» (п. Дубровка, Зеленодольский р-н РТ) Зиннуровой Юлии на тему «Символ яйца в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»», ученицы 11 класса гимназии № 96, г. Казань Хайрутдиновой Ренаты на тему «Особенности авторской стилистики в прозе Юнны Мориц (опыт прочтения «Рассказов о чудесном», 1 курс СПО ИКТЗИ КНИТУ (КАИ), учащихся 1 курса СПО ИКТЗИ КНИТУ (КАИ) Замалиевой Алии и 8 класса гимназии № 7 г. Казани Дианы Нурединовой на тему «Образ Казани в лирике Лады Аюдаг (особенности поэтики). В этих докладах новизна раскрытия научной темы сочеталась с хорошим представлением литературоведческой темы.
На студенческой секции «Литературоведение и история культуры», заседаниях которой прошли в двух подсекциях, выступили 30 студентов. Отрадно отметить, что география студенческой секции обширна. Студенты были не только из России (Казань, Москва, Калуга), но из ближнего зарубежья (Казахстан). Студенты продемонстрировали высокий уровень подготовки, активно задавали вопросы коллегам. Весьма разнообразна и тематика докладов. Студенты представили доклады по русской и зарубежной литературе, а также по истории культуры. Лучшими были признаны доклады Антона Емекеева (2 курс НИУ ВШЭ, г. Москва) на тему «Рецепция предромантической и романтической традиции в стихотворении К.К.Случевского «На кладбище»», Зарины Мифтаховой (3 курс ИФМК КФУ) на тему «Образы «двойников» в цикле А.Блока «Страшный мир» и в полэме С.Есенина «Черный человек», Александры Соломиной (3 курс ИФМК КФУ) на тему «»Мотив насилия в романе У. Стайрона «Выбор Софи» и Ильзиры Сиразетдиновой (2 курс ИФМК КФУ) на тему «Асомническое пространство в поэме Н.В.Гоголя «Ганц Кюхельгартен».
Традиционно студенческая секция пополняется выпускниками-победителями школьных секуций. Так, в этом году студент московского вуза Антон Емекеев, ставший победителем в студенческой секции, не раз участвовал в конференции «Татьянин день», будучи учеником одной из казанских гимназий. Таким образом, в судьбах участников конференции прослеживается преемственность поколений филологической науки.
Приз зрительских симпатий мог быть вручен Инессе Крюковой, чей доклад о традициях казанской школы живописи вызвал особый интерес глубиной знаний по теме, а также прекрасной качественной презентацией.
По сложившейся традиции ежегодно в рамках конференции проводится методический семинар по преподаванию гуманитарных дисциплин. С каждым годом количество участников методического семинара и его география расширяются. В этом году на секции «Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин приняли участие более 70 учителей, ученых-методистов не только России, но и Казахстана. Это стало результатом активного сотрудничества кафедры русской и зарубежной литературы (заведующая кафедрой профессор Ольга Олеговна Несмелова) ИФМК КФУ с кафедрой русской филологии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева (ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, заведующая кафедрой профессор Кадиша Рустембековна Нургали). Впервые за восемнадцатилетнюю историю всероссийской конференции организован совместный международный татарско-казахский методический семинар «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС», на котором выступили ученые-методисты, директора школ, учителя Татарстана и Казахстана и обсудят специфику обучения гуманитарных дисциплин в условиях глобальной цифровизации и дистанционного обучения.
В программу методического семинара включены выступления ученых и учителей из Казахстана Г.З. Шашкиной (и.о. профессора ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан) «Учебные программы по русской литературе обновленного содержания среднего общего образования Республики Казахстан: концепция и содержание», Л.Г. Мукажановой (проф., ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан) «Концепции эстетики в современном гуманитарном образовании», К.Р. Нургали (зав. кафедрой, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Казахстан) «Компоненты художественной картины мира (методический аспект), А.Ж. Дюсеновой (директор, школа-лицей № 60, г. Нурсултан, Казахстан, г. Нур-Султан) «Актуальные проблемы методики преподавания гуманитарных дисциплин и педагогики», А.К. Акишевой (и.о. доцента ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан) «Влияние использования компьютерных технологий на когнитивное сознание студентов», С.К. Токсановой (доц. ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан) «Иноязычная лексика в публицистическом тексте» и др.
Старший преподаватель американского Государственного университет им. Ферриса (г.Мичиган, США) Л.С. Касерта (Самигуллина) выступит на тему «Моделирование как эффективная методика для формирования навыка внимательного чтения литературного произведения».
Российские ученые и школьные учителя в своих докладах рассмотрят широкий круг проблем, связанных с методикой преподавания гуманитарных дисциплин в школе и вузе.
В прежние года зарекомендовала себя практика проведения методического семинара-практикума с выездом в лучшие школы города Казани. В 2021 году впервые на базе татарской гимназии № 2 им. Ш.Марджани при КФУ состоялись онлайн уроки и мастер-классы, а также выступления учеников с докладами, которые они делают на ежегодной школьной научно-практической конференции имени Ш.Марджани. Семинар прошел на трех языках: русском, татарском и английском, он открывает мероприятия 2021 года, объявленного Годом родных языков и народного единства в Республике Татарстан. Со спецификой организации учебного и воспитательного процессов в татарской гимназии выступили директор гимназии Рамиль Рашитович Гайнуллин, заместитель директора Гульшат Нурутдиновна Шайхелисламова, а также ведущие учителя А.Р.Гайнутдинова, Э.Л.Мухутдинова, Л.З.Николаечива, З.Н.Шарипова.
25 августа 2021 года – профессору, доктору педагогических наук Миннехану Газизовичу Ахметзянову исполнятся 90 лет. В этой связи методическая часть конференции «Татьянин день» приурочена этой замечательной дате. 26 января 2021 методический семинар открыл с приветственным словом заведующий кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Виктор Федорович Чертов. С 2020 года В.Ф.Чертов возглавляет и всероссийский журнал «Литература в школе».
С докладом о казанской методической школе, основанной профессором М.Г. Ахметзяновым выступила профессор кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК КФУ А.Ф. Галимуллина. В частности, было отмечено, что благодаря научно-педагогической деятельности М.Г. Ахметзянова, под его руководством было защищено 11 кандидатских диссертаций, его научными учениками являются профессоры Р.Ф. Мухаметшина и А.Ф. Галимуллина, кандидаты наук Л.А. Камалова, Г.А. Голикова, О.А. Сухая, Г.А. Гарипова и др.
Участников конференции объединяет стремление к научно-исследовательской деятельности, желание соотнести свои научные изыскания с общей концепцией, связанной с углублением фундаментальных филологических и методических исследований, направленных на повышение уровня гуманитарного образования в современном обществе, совершенствование духовного развития личности подрастающих поколений.
В ходе конференции был проведен конкурс на лучшие ученические и студенческие доклады, победители были награждены грамотами, а статьи школьников-победителей по сложившейся традиции будут опубликованы в специальном разделе сборника по итогам конференции, что служит стимулом для совершенствования научно-исследовательской деятельности учащихся.
Источник информации: Галимуллина Альфия Фоатовна, заместитель председателя оргкомитета конференции, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК КФУ, док. пед. н.