16 февраля в средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов № 62 города Казани состоялась XIII городская филологическая научно-исследовательская конференция школьников имени Д.С.Лихачёва, организаторами которой традиционно являются Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования (УОИКМО) г. Казани, Казанский федеральный университет, а также отделы образования УОИКМО по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам г. Казани.
385 человек – от учащихся третьих классов до их учителей – стали участниками конференции, которым представилась возможность поделиться своими изысканиями, находками, мыслями, выводами, решениями. Для этой цели была организована работа восьми секций: «Филологические исследования и культура речи», «Проблемы русской и зарубежной филологии», «Проблемы татарской филологии», «Иностранные языки», «История и культурология», Круглый стол для педагогов, «Юный исследователь», «Первый шаг в науку».
Отметим, что к филологическим исследованиям и вопросам культуры речи проявили интерес не только старшеклассники, представив своё видение таких актуальных проблем, как семантика наименований природных явлений в русской языковой картине мира (Зарипова Айгуль, 10 кл., шк. № 103), синтаксис рекламного слогана (Гареева Влада, 9 кл., шк. № 143), лексико-семантические функции комплиментов в русском и английском языках и их сравнительный анализ (Тагаева Амина, 11 кл., шк. № 86), неравный бой: бумажное письмо или SMS (Чуксеев Эмиль, 9 кл., шк. № 98), но также и учащиеся средних классов, попытавшиеся в ходе проведения своих исследований ответить на волнующие их вопросы: почему люди так говорят (Васильева Елизавета, 6 кл., гимназия № 6), что означают наши имена (Хамматова Лейля, Хакова Аида, 6 кл., гимназия № 180), почему слово не только стоит в начале культуры, но и завершает её, а также почему слово выражает культуру (Максимова Надежда, 7 кл., лицей № 83).
Отрадно, что участники секции «Филологические исследования и культура речи» при раскрытии проблемы выбранной темы стремились следовать завету Д.С. Лихачёва «Ищи в науке только истину…». В этом экспертную комиссию смогла убедить Шакирова Инзиля (10 кл., шк. № 33), которая в ходе исследования заголовков и лидов известных молодёжных интернет-СМИ («The Village», «FURFUR» и «Инде» - журнал о жизни в Казани и Татарстане), выяснила, что же влияет на успешность и читабельность публикуемого в них материала.
С научной точки зрения интересны наблюдения и Сингатуллиной Илины (10 кл., школа-интернат № 4). В ходе выяснения причины широкого использования англоязычного слова «окей» в речи сверстников, а также роли и специфике употребления данного слова в русском языке, Илина, проанализировав значения слова «окей», представленные в словарях русского языка и Национальном корпусе русского языка, используя контекст, пришла к выводу о появлении ещё одного значения многозначного слова, которое пока не зафиксировано словарями. И к такому выводу она пришла благодаря своей наблюдательности и владению чувством языка.
Конференция продемонстрировала серьёзность стремлений её участников, их искреннее желание понять через научную призму всё, что нас окружает. Исследовательская деятельность воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления.
Источник информации: Давлатова М.М., старший преподаватель кафедры русского языка и прикладной лингвистики ИФиМК КФУ, к.п.н.