Наки Исанбет,
Казань,
mileuscha@mail.ru.
Объектом изучения в данной статье являются дастан «Коңгыр бога» («Коричневый бычок») и одноименная башкирская народная песня. Предметом исследования стали история создания этих произведений, их идейно-эстетическое, жанровое своеобразие и связь с культурным наследием тюркских народов. Данный источник из архива Н. Исанбета впервые вводится в научный оборот. В этом состоит новизна данной работы. Дастан и башкирская песня «Коңгыр бога» исследуются в контексте взаимосвязи песни, музыки и устного народного творчества тюркских народов. Доказано, что история возникновения этих источников базируется на представлениях древних людей о мире и явлениях в нем, на мифологии, легендах, эпосах. Н. Исанбет обращает внимание не только на глубину семантики, эмоциональной силы, заложенной в песне «Коңгыр бога», но и на диалектическую взаимосвязь содержания с формой, особенностями исполнения песни. Автор статьи раскрывает национальные особенности звучания этих текстов, акцентирует внимание на чувстве патриотизма народа, что отражено в столь древних произведениях фольклора.
Ключевые слова: песня, мелодия, тюркские народы, культурные взаимосвязи, «Коңгыр бога», эпос, легенда, патриотическое чувство
[1] Статья хранится в личном архиве Наки Исанбета. В оригинале статья называется «,,Коңгыр бога“ (О проявлении дружбы народов в музыке родственных народов)». Оформление статьи приведено в соответствие с правилами редактором журнала «Таtarica» Т. Ш. Гилазовым [1]. Автором научных комментариев, материалы для которых почерпнуты из научных работ Н. Исанбета и других ученых, является редактор журнала «Таtarica» М. М. Хабутдинова.