В чем секрет экономического успеха тех или иных стран мира? Насколько большое значение при модернизации общества имеет его менталитет? И может ли «загадочная русская душа» соперничать с американским прагматизмом и азиатским усердием в гонке за «место под солнцем»?
Разобраться во всем этом пытались в КФУ, на лекции одного из ведущих российских специалистов в области проблем национального менталитета, с.н.с. Института философии РАН Григория Юрьевича Канарша.
Лекция состоялась вчера, 2 марта, собрав около двух сотен слушателей из числа студентов и магистрантов гуманитарных направлений, а также преподавателей и представителей администрации КФУ. Такое внимание было не случайно: во-первых, именитый лектор прибыл в Казань по личному приглашению ректора КФУ Ильшата Рафкатовича Гафурова, а во-вторых, свою роль сыграл неоспоримый авторитет лектора в научных кругах.
Действительно, Григорий Юрьевич – фигура в философии видная. Кандидат политических наук, старший научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН, он является ведущим в России исследователем современной нормативной теории справедливости, моральных проблем в истории политической мысли, этико-политических аспектов современных социальных процессов в России и в мире. Философский подход к актуальной политической и экономической обстановке в мире делает его изыскания особенно востребованными: очевидно, что для понимания и объяснения многих из них зачастую требуется более широкий и глубокий взгляд.
Примером тому и стала лекция Григория Юрьевича. Задавшись вопросом, как именно национально-психологические особенности народов влияют на процесс социально-экономической модернизации, ученый последовательно указывал аудитории на незаметные на первый взгляд детали, не только имеющие воздействие, но, порой, целиком определяющие модель экономического и политического поведения той или иной нации.
Менталитет и правда определяет многое в нашей жизни. Возьмем систему ценностей: общество США, выстроенное на капиталистической теории Джефферсона под девизом «время – деньги», превозносит индивидуализм, особое отношение к труду, ориентируется на успешность. Отсюда масштабный, показательный успех буржуазной модели мышления, капиталистических идеалов, и, как следствие, высокая скорость модернизации. Такие ориентировки позволили не только выстроить устойчивое индустриальное общество, но и совершить переход к постиндустриальной модели.
С другой стороны, в азиатской культуре больше ценят общность и коллективность, однако труд не только не теряет своей важности, но приобретает едва ли не идеалистический оттенок – недаром за упорство и трудолюбие некоторые наблюдатели прозвали жителей Китая и Японии «фанатиками кропотливой работы». Модернизация здесь реализуется по западному образцу, но со своими особенностями: на выходе это дает огромные темпы роста и объемы производств, то есть едва ли не идеальное индустриальное общество.
Что касается российского народа, то, чтобы наглядно продемонстрировать свою позицию, исследователь предложил обратиться к наиболее распространенному образу в фольклоре – Ивану-дураку. Этот неказистый на первый взгляд персонаж – бесхитростный, но и беззлобный, немного ленивый, но бескорыстный, наивный, но искренний, воплощает в себе все основные ценности. При этом, подчеркнул лектор, основной «произрастающей» из этой системы чертой россиянина оказывается, как ни странно, склонность к саморефлексии и сомнению. Индивидуализм, прагматизм и «установка на успешность» в народе осуждаются, а коллективизм, с другой стороны, воспринимается как механизм установления справедливости и равного распределения ответственности.
Однако означает ли это, что модернизация, если понимать ее как продукт капиталистической среды, в России невозможна?
Да, заявляет Григорий Канарш. Но тут же успокаивает: только при таком понимании. Пускай чистая капиталистическая модель в российских условиях не работает, но нельзя утверждать, что способность к предпринимательству в принципе не присуща российскому человеку. Таким образом, говорит Григорий Юрьевич, российскому обществу предстоит «пожать плоды» своего заданного традиционным мировосприятием «особого пути» и изобрести собственный способ достижения успеха.
Рецептов такого успеха ученый не дает, однако все его выступление, безусловно, заставило собравшихся задуматься о том, как использовать особенности национального характера в качестве преимущества в конкурентной борьбе. Неслучайно слушателями стали именно студенты – менять расстановку сил в будущем предстоит именно молодежи. Впрочем, и пресловутая конкуренция в мире – отнюдь не главное. Гораздо важнее понимать друг друга и уметь видеть ситуацию другими глазами – именно в этом залог мирового согласия и дружбы народов. С уверенностью можно сказать, что лекция представителя РАН в КФУ дала уроки такого взаимопонимания.