С 10 по 13 мая в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова проходила VI Международная научно-практическая конференция «Обучение и воспитание в младшем возрасте». Казанский университет на Форуме представляли преподаватели кафедры педагогической психологии Института психологии и образования.
В качестве ключевого спикера Форума с пленарным докладом выступила заведующий кафедрой педагогической психологии КФУ, доктор психологических наук, профессор Лариса Баянова. В ее докладе были изложены результаты изучения поведения детей в контексте культуры по авторской методике диагностики культурной конгруэнтности. Поступили предложения о публикации изложенных в докладе результатов в международном издании; коллеги из Беларуси, представлявшие педагогический университет, выразили намерение провести аналогичное исследование по предложенной Ларисой Баяновой методике с детьми в образовательных учреждениях Минска.
На одном из секционных заседаний с ярким докладом о влиянии образовательной среды на формирование субъектности выступила доцент Евгения Шишова. Речь шла о моделях образовательной среды в соответствии с европейскими шкалами оценки ECERS. Евгения Шишова является экспертом европейской оценки качества дошкольного образования, принимала участие в пилотажном исследовании по Республике Татарстан.
О результатах сетевого исследования диагностики регуляторных функций совместно с коллегами с факультета психологии МГУ и из Педагогической школы Бостонского колледжа (США) доложила старший преподаватель кафедры педагогической психологии КФУ Резеда Попова. Участники секции обсудили тезисы выступления, сравнили методики и подходы к решению проблемы.
В рамках Форума прошел семинар на платформе Всемирного банка, на котором провели сопоставление двух систем оценки качества дошкольного образования: европейской ECERS и американской ассоциации NAEYC. Американскую систему представляла старший директор Национальной ассоциации дошкольных учреждений США Олмор Стефани. По европейской системе оценок выступил профессор Берлинского открытого университета Вольфганг Титце, имеющий опыт работы в данной области более двадцати лет. Отрадно отметить, что Республика Татарстан включилась в формат европейской оценки. В течение сентября-октября 2016 года при участии кафедры педагогической психологии КФУ и Института развития образования РТ была проведена пилотная диагностика 16 дошкольных учреждений. В ходе ее велись и научные исследования, по результатам которых доклады ученых из Казанского университета прошли отбор на предстоящий международный форум в Болонье (Италия).
Московский международный Форум по раннему развитию традиционно собирает много участников со всего мира, в этот раз здесь были представлены доклады представителей образования и науки из 30 государств. Страна-партнер мероприятия – США. На Форуме прозвучали доклады ректора МГУ В.А.Садовничего, президента РАО Л.А.Вербицкой, депутата Государственной Думы Л.Духаниной, президента Российского психологического общества (РПО) Ю.Зинченко и др.
Важнейшим итогом Форума стало подписание двух меморандумов о взаимодействии – между Российским психологическим обществом и Американской психологической ассоциацией (АРА), а также между РПО и Испанской психологической ассоциацией. Президент американской психологической ассоциации Антонио Пуэнтэ подчеркнул важность совместных исследований, перспективность работ по изучению детской психологии.