– Юрий Геннадьевич, хочется Вас поздравить! Недавно Вы стали Лауреатом Государственной премии РТ в области науки и техники! Расскажите в чем уникальность Вашей работы?
– Во-первых, это цикл работ коллектива авторов: профессоров Аминовой А.В., Балакина А.Б., Игнатьева Ю.Г. и Сушкова С.В., который называется «Инвариантно-групповые методы в теории фундаментальных полей с приложениями к теории гравитации, астрофизике и космологии». Трое членов творческого коллектива работают в Институте физики на кафедре теории относительности и гравитации, один – в ИММ им. Н.И. Лобачевского на кафедре высшей математики и математического моделирования. Официально представленный на конкурс список работ содержал максимально возможное количество работ в соответствии с условиями конкурса – 250 работ, опубликованных в промежуток с 1970-x годов по 2015 год. Все мы представители научной школы выдающегося советского ученого, лауреата Ленинской премии, академика Алексея Зиновьевича Петрова, на мой взгляд, крупнейшего ученого Казанской геометрической школы XX-го века. Алексей Зиновьевич был основоположником нового научного направления: инвариантных методов исследования релятивистских гравитационных полей с помощью комбинированного применения римановой геометрии, алгебры и теории групп Ли. На этом пути ему и его ученикам, одним из которых является Ася Васильевна Аминова, удалось получить ряд блестящих результатов, вошедших не только в золотой фонд фундаментальных наук, но даже в прикладные математические пакеты. Остальные три участника авторского коллектива – это ученые более поздней генерации, которые формировались в 70-80-е годы в рамках научного семинара ВС (Веселая среда), основанного в 1975 году на кафедре теории относительности и гравитации Ю.Г. Игнатьевым и Г.Г. Ивановым. В рамках этого семинара разрабатывались математические методы исследования сложных моделей материи, состоящей из релятивистской плазмы и фундаментальных полей, в релятивистских полях тяготения. Уникальность этих исследований заключается именно в выявлении особенностей поведения такой материи комбинацией методов геометрии, тензорного анализа, теории групп, теории дифференциальных уравнений, а также асимптотических методов анализа. На этом пути удалось получить очень большое число строгих результатов, в частности, в теории статистического равновесия самогравитирующих систем, теории взаимодействия гравитационных волн с различными формами вещества, теории генерации барионов во Вселенной, теории Черных дыр и кротовых нор и т.п.
– На сегодняшний день Вы являетесь руководителем НИЛ «Космокинетика», которая реализуется в рамках проекта Top-100. Какова специфика этой лаборатории?
– Спецификой НИЛ является построение и исследование космологических моделей, основанных на системах с фундаментальными взаимодействиями, говоря на более понятном языке, построение и исследование моделей космологической эволюции темной энергии и темной материи. Эти формы материи были открыты недавно, как раз к началу XXI-го столетия, и до сих пор нет строго обоснованной и экспериментально проверенной математической модели этих форм материи. К настоящему времени понятно, что такие модели могут быть построены на основе массивных скалярных полей. Однако, в силу существенно нелинейного характера этих полей, их аналитическое исследование чрезвычайно затруднительно. Для исследования таких систем мы используем методы римановой геометрии, тензорного анализа и теории групп, качественной теории дифференциальных уравнений в комбинации с мощными методами численного моделирования.
– Юрий Геннадьевич, что Вы называете «наукой»? Дайте свое определение этому понятию.
– На мой взгляд, наука – это вид сознательной деятельности по изучению Мира в самом широком понимании последнего слова. При этом критерием науки всегда должен быть эксперимент, в котором проверяется адекватность математической модели, а сама математическая модель должна предсказывать будущее состояние исследуемого объекта, исходя из знаний его современного состояния. Наряду с наукой в этом моем понимании активно существует и псевдонаука, формы которой весьма разнообразны, но которая не удовлетворяет как раз указанному критерию. Существуют так называемые мировоззренческие (философские) науки, в которых отсутствует критерий истины, кроме критерия логики при принятии заданной системы аксиом (взглядов). Особое место здесь занимают математические науки, фактически, с такими же критериями истинности, как и мировоззренческие. Все эти науки в свое время были сгенерированы в результате процесса познания человеком Мира, но в дальнейшем они получили свое внутреннее развитие. Я, может быть, выскажу крамольную мысль, которая, думаю, не очень понравится «чистым математикам», отстаивающим свое право развивать свои математические области в любом направлении, не оглядываясь на востребованность таких исследований и оправдывающих свою деятельность необходимостью внутреннего развития теории. Математику часто называют «Царицей наук». В какой-то мере, это так, потому что без математического обоснования невозможно построить какую-либо адекватную модель Мира, дающую возможность прогнозировать его свойства и сравнить «цифирь» с реальностью. Но я думаю, что в таких случаях более приемлем термин «Служанка», нежели «Царица». Инструмент/набор инструментов построения моделей и исследования – один из наиболее адекватных языков общения между людьми, занимающихся научной деятельностью. Развитие языка – это благородная задача. Действительно, если строго доказано, что при определенных условиях справедлива логическая цепочка A->B->C->…Z, тогда исследователь при этих условиях сразу использует более короткую логическую цепочку A->Z. Это и есть развитие языка. Но беда в том, что многие чистые математики идут в своих исследованиях по пути наименьшего сопротивления: вместо того, чтобы изучить определенную цепочку, которая интересует исследователей, они либо добавляют новые слова в свой язык, либо новые части речи, либо новые правила грамматики и продолжают свою игру в бисер.
– Вот уже 33 года Вы являетесь заведующим кафедрами. Ранее – кафедрой геометрии, затем – кафедрой геометрии и математического моделирования и, наконец, – кафедрой высшей математики и математического моделирования. Каковы особенности кафедры? Цели?
– С одной стороны, состав кафедры, которая досталась мне по наследству из пединститута, весьма неоднородный по научно-преподавательским качествам, и это создает определенные трудности в ее развитии. С другой стороны, специфика кафедры, на мой взгляд, как раз успешно сочетает в себе все необходимые компоненты для благотворного развития математического образования в нужном для страны направлении, т.е. математику через информационные технологии и математическое моделирование направить до конечного решения конкретных комплексных задач естествознания.
– Как вы считаете, интересует ли современных студентов научно-исследовательская деятельность?
– Это сложный вопрос. С одной стороны, на различных дисциплинах я ощущаю интерес студентов к фундаментальным проблемам науки. С другой стороны, для осуществления сколь-нибудь успешной научной деятельности необходимо сочетание следующих качеств: любознательности, упорства, целеустремленности и воли. Такие необходимые качества, как умственные способности и трудолюбие, я оставляю за кадром. На мой взгляд, современному студенчеству не хватает зачастую почти всех этих качеств за исключением умственных способностей. Но этого слишком мало! Но ведь деваться-то нам некуда! Кто же будет обеспечивать тот глобальный прорыв России, о котором говорил Президент, когда вымрет наше поколение? Вот что постоянно заботит меня и не дает спать по ночам.