На днях Казанский университет посетил мексиканский математик, ведущий научный сотрудник Института математики Национального автономного университета Мексики Хименес Бенитес Роландо. Дружеский визит зарубежного ученого состоялся в рамках реализации программы Регионального научно-образовательного математического центра, начинающего свою работу на базе КФУ в эти дни. Проект предусматривает приглашение ведущих зарубежных специалистов для обмена опытом и совместных научно-образовательных проектов. Вашему вниманию предлагается занимательное интервью нашего иностранного гостя.
1. Расскажите, как у Вас появился интерес к математике? Как прошли Ваши студенческие годы?
Я считаю, что математика – это моя судьба. У меня были очень хорошие преподаватели. В 1980 году я поступил в Российский университет дружбы народов (РУДН) в Москве. Со студенческой скамьи меня интересовала собственно геометрия и топологические методы. Моя дипломная работа была посвящена геометрическим методам в математике. Кстати, руководителем нашей научной лаборатории в РУДН был профессор Лев Васильевич Сабинин, который в 1971 году защитил в Казанском университете докторскую диссертацию. А после окончания университета я поступил в аспирантуру Московского государственного университета (МГУ) на кафедру общей топологии и геометрии механико-математического факультета.
2. Как Вы считаете, какой вопрос должен задать себе школьник, планирующий связать свою жизнь с математикой?
На мой взгляд, вопрос можно сформулировать так: могу ли я быть дисциплинированным? Всем своим студентам я советую быть «монахом» хотя бы первые два года и добросовестно заниматься в течение этого времени только учебой.
3. Национальный автономный университет Мексики (Universidad Nacional Autónoma de México (UNAM)) – один из крупнейших в Латинской Америке – занимает 122-ю позицию в рейтинге университетов мира QS. В чем особенность и уникальность вашего университета?
Во-первых, это бесплатное обучение, но поступить в наш университет не так-то просто. Во-вторых, высокий уровень образования профессорско-преподавательского состава, возможность профессионального роста и развития в научном направлении. В-третьих, практически все наши выпускники трудоустраиваются по профилю и находят свое призвание. В этом плане университет очень поддерживает и поощряет выпускников.
4. Как обстоят дела с педагогическими кадрами? Хорошо ли зарабатывают преподаватели математики в Мексике?
В целом по Мексике преподаватели зарабатывают достаточно мало. Однако в нашем университете преподаватели получают достойную заработную плату.
5. Расскажите о своих впечатлениях о нашей стране. Как вы оцениваете систему математического образования в России?
Россия мне нравится, это очень красивая страна. Мне кажется, что мексиканцы и русские очень похожи по характеру. Мы легко находим общий язык и с удовольствием общаемся. Россия всегда отличалась сильным уровнем математического образования. Именно поэтому мы стараемся сотрудничать и перенимать опыт.
6. Какова Ваша цель приезда в Казань?
Мой визит в Казань одновременно носит дружеский и рабочий характер.
7. В скором времени на базе Казанского федерального университета состоится открытие Регионального научно-образовательного математического центра. Не хотели ли бы Вы сотрудничать с нашим центром?
Это было одной из целей посещения вашего университета. В данный момент ведутся переговоры с руководством центра по программе сотрудничества. Это, прежде всего, проведение совместных конференций, научных семинаров, чтение лекций, обмен опытом.
8. Знают ли в Мексике Николая Ивановича Лобачевского?
Представители математического общества, конечно, знакомы и с личностью, и с трудами великого геометра. Но, боюсь, что среди простого населения о нем мало кто знает.
9. Назовите Ваше жизненное кредо.
Многие люди спрашивают меня, для чего нужна математика и каково ее практическое назначение. Я руководствуюсь такой позицией: чем математика сложнее и абстрактнее, тем более широкое применение она имеет.
10. Несколько слов о ваших планах на будущее.
Моя будущая деятельность заключается в развитии науки в своей стране и повышении научного уровня математических факультетов университетов на юге Мексики.