Состоялась публичная защита результатов работы над проектом
26 августа 2021 года состоялась защита по итогам второго этапа работы по актуализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) высшего образования для подготовки кадров приоритетной отрасли по направлению подготовки, соответствующему ФГОС, 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «Математика, информатика и информационные технологии». Проект разрабатывается на средства гранта, выигранного КФУ в конкурсе, который проводился Университетом Иннополис в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
В составе рабочей группы – Агафонов А.А., заведующий кафедрой высшей математики и математического моделирования ИММ, Киндер М.И., доцент кафедры высшей математики и математического моделирования ИММ, Райгородский А.М., директор Физтех-школы прикладной математики и информатики Московского физико-технического института, Ризванов З.З., учитель математики и информатики многопрофильной полилингвальной гимназии № 180 г. Казани, Фалилеева М.В., доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики ИММ, Халилова А.Н., директор Департамента образования КФУ, Юсупов М.Г., доцент кафедры общей психологии ИПО. Руководитель проекта – Шакирова Л.Р., зав. кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики ИММ. В соответствии с календарным планом работы выполнена актуализация ОПОП, разработан учебный план, календарный учебный график, программа воспитания, учебно-методическая документация по дисциплинам и практикам.
Краткое содержание проекта
При проектировании ОПОП реализуется концепция поэтапного формирования компетенций будущего учителя математики, информатики и ИТ, то есть постепенное приобретение профессиональных компетенций путем постоянного усложнение учебных задач для студента.
Уровень цифровой компетентности выпускника обеспечивается в компетентностной модели, с одной стороны, системой необходимых компетенций для эффективной профессиональной деятельности будущего учителя, с другой стороны, достаточных для его дальнейшего профессионального совершенствования в какой-либо из смежных областей профессиональной деятельности. Выделены следующие виды цифровых компетенций учителя:
– общепедагогические цифровые компетенции, необходимые учителю любого профиля для организации образовательного процесса;
– предметно-педагогические цифровые компетенции, необходимые специалистам определенного профиля подготовки для повышения эффективности профессиональной деятельности;
– специальные цифровые компетенции, необходимые учителю информатики и ИТ.
Данный перечень компетенций базируется на системе общепользовательских компетенций, наличие которых подразумевается у абитуриента.
При изучении дисциплин цифровые компетенции формируются при использовании технологий визуализации, систем компьютерной математики в классических курсах
математики. Навыки использования цифровых инструментов проектирования деятельности, визуализации ролей и событий, разработки и использования цифровых ресурсов формируются в процессе применения в обучении цифрового проектирования, искусственного интеллекта, робототехники и анализа данных. Последовательное формирование цифровых компетенций происходит и в процессе прохождения практик, подготовки курсовых работ и ВКР. На практиках в школе происходит применение ИТ в профессиональной деятельности, в практиках в университете – развитие проектных и исследовательских компетенций. Технологическая практика направлена на реализацию электронных образовательных проектов в области математического образования (создание электронного гида по музею Н.И. Лобачевского и университетскому историческому городку; серии видео, популяризирующего значение математики; интерактивных пособий для учащихся; образовательного сайта для молодых учителей математики и информатики и пр.).
Во время защиты в онлайн режиме выступила Л.Р. Шакирова, изложив итоги работы над проектом на 2 этапе его реализации. Были представлены актуализированная ОПОП, учебный план, рабочие программы дисциплин и практик, разработанные с учетом задач формирования профессиональных компетенций по применению цифровых технологий в профессиональной деятельности учителя.
В защиту представленного проекта выступила Ирина Эдуардовна Кондракова, руководитель аппарата ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, заместитель ректора по развитию сотрудничества в области педагогического образования РГПУ им. А. И. Герцена, отметив высокое качество разработанной программы, направленной на формирование профессиональных компетенций, основанных на применении цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Председатель Совета по профессиональным квалификациям (далее – СПК) в сфере образования, Председатель Российского общества «Знание», Заместитель председателя комитета государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Николаевна Духанина отметила, что наработки Казанского федерального университета по актуализации образовательной программы будут использоваться для актуализации профессионального стандарта педагога.
Ответственный секретарь Совета по профессиональным квалификациям Александр Викторович Гайдатов отметил качественную работу группы, назвал актуализированную ОПОП интересной и также заверил, что СПК в сфере образования сможет учесть разработки при актуализации профстандарта "Педагог", который сейчас находится в стадии актуализации.
Поддержала образовательную программу и Юлия Горячева, АНО «Цифровая экономика».
Образовательная программа прошла экспертизу и среди работодателей. В частности, получены рецензии с положительными отзывами о структуре и содержании программы от коллег из Адыгейского государственного университета, от директоров общеобразовательных учреждений г. Казани (Гимназия № 19, «Адымнар – Казань», Лицей № 83 – Центр образования), а также школы № 1, г. Екатеринбург.
В 2021-2022 учебном году в Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского будут апробированы дисциплины, предусматривающие освоение сквозных цифровых технологий. Это дисциплины обязательной части программы (Введение в олимпиадное программирование, Проектирование электронных курсов, Математическое моделирование в системах компьютерной математики), части, формируемой участниками образовательных отношений (Сквозные технологии в образовании) и курсы по выбору (Математические методы машинного обучения, Разработка мобильных приложений, 3D-моделирование и печать).
По результатам апробации будут выработаны методические рекомендации по применению актуализированной образовательной программы в учебных заведениях, реализующих данное направление подготовки студентов.