Завершающим мероприятием в рамках III Международного форума по математическому образованию (IFME’ 2022) стал Республиканский семинар учителей математики и информатики.
Организаторами семинара выступили кафедра теории и технологий преподавания математики и информатики (ТиТПМиИ) Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского (ИММ) и Научно-образовательный математический центр Приволжского федерального округа (НОМЦ ПФО).
Тема семинара – «Новые вызовы в обучении математике в школе». В семинаре приняли участие учителя Республики Татарстан, преподаватели кафедры ТиТПМиИ, студенты педагогического отделения ИММ, участники и ключевые докладчики форума: профессор Уральского госпедуниверситета Б.Е. Стариченко, доцент Гомельского госуниверситета им. Ф. Скорины В.Г. Ермаков, доцент Института цифрового развития Северо-Кавказского федерального университета М.А. Лапина, директор школы бакалавриата ИРИТ УрФУ М.Ю. Новиков.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась проректор по образовательной деятельности КФУ, директор Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского, доктор физико-математических наук Екатерина Александровна Турилова. Она отметила, что семинар полезен и преподавателям, и учителям, и студентам, он объединяет всех, является тем местом, где полезно обменяться идеями, опытом, обсудить актуальные вопросы и выстроить направления для дальнейшей работы. «Я – учитель и горжусь тем, что каждый раз, когда прихожу в класс, делюсь с ребятами настроем, энергией, знаниями. Какой бы путь не выбрали наши ученики, без математического аппарата дальнейшие продвижения невозможны. Поэтому очень важно, чтобы современный учитель всегда двигался вперед и совершенствовался. Мы всегда рады помочь в этом!» – заключила Екатерина Александровна. Всем участникам мероприятия она пожелала плодотворной работы.
Работу семинара продолжила его руководитель, заведующий кафедрой ТиТПМиИ, доктор педагогических наук, профессор Лилиана Рафиковна Шакирова. Она рассказала участникам о деятельности НОМЦ ПФО, о его вкладе в развитие математического образования в регионе. Подчеркнув значимость темы семинара, Лилиана Рафиковна отметила, что в условиях цифровой трансформации образования возникает необходимость в образовании нового типа, поиске новых форм и методов подготовки и школьников, и будущих учителей с использованием цифровых технологий. В таких условиях многие учителя сталкиваются с проблемами – вызовами, о преодолении которых она предложила подискутировать участникам семинара.
В следующей части семинара со своими проектами, сообщениями выступили спикеры форума и преподаватели ИММ. Доцент кафедры ТиТПМиИ, к.п.н. Марина Викторовна Фалилеева рассказала о цифровом образовательном ресурсе для школьников, разрабатываемом междисциплинарным коллективом ученых. Данный электронный курс охватывает содержание планиметрии, реализует новый подход, способствующий эффективному процессу решения планиметрических задач школьниками.
Максим Юрьевич Новиков, один из спикеров форума, выделил проблемы, связанные с цифровизацией, а профессор Борис Евгеньевич Стариченко рассмотрел возможности использования цифровых технологий на различных уровнях обучения (использование цифровых средств, платформ, создание предметной цифровой образовательной среды). Владимир Григорьевич Ермаков поделился своим педагогическим опытом, методическими приемами обучения математике на разных ступенях обучения.
Широкий круг вопросов обсудили и ведущие учителя Республики Татарстан. Все выступления были актуальными, яркими, современными. Каждый из выступающих смог поделиться своими полезными наработками. Так, в выступлении Елены Анатольевны Васильевой (МБОУ "Лицей №116 имени Героя Советского Союза А.С. Умеркина", Казань) и Светланы Юрьевны Лукониной (МБОУ "Гимназия №96" г. Казани) поднимались вопросы патриотического воспитания учащихся на уроках математики. Задания, предлагаемые на уроках, объединены общей направленностью, посвященной тематике текущего года. Они позволяют закрепить знания учащихся по математике и формировать у них чувство гордости за свое Отечество.
Учителя СУНЦ IT-лицея Евсеева Александра Андреевна, Искакова Фания Гатаровна поделились опытом работы с УМК Л.Г. Петерсон, Д.Л. Абрарова, Е.В. Чутковой, а Оксана Александровна Слипченко предложила методические рекомендации при проведении устного экзамена по геометрии.
Представители МБОУ «Лицей №9 имени А.С. Пушкина» города Зеленодольска Лилия Фаридовна Билалова и Людмила Николаевна Афанасьева отметили, что при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ одним из условий выступают межпредметные связи, реализуемые при проведении интегрированных уроков (математики и географии, математики и химии, математики и физики, математики и литературы).
Одну из важных тем современного образования в своем выступлении «Эксклюзивная инклюзия» затронули учителя МБОУ «СОШ №1 г. Казани Марина Олеговна Магер и Екатерина Владимировна Софронова, подробно рассмотрев особенности обучения математике детей с расстройством аутистического спектра. Они также привели результаты своей инклюзивной практики с использованием цифровых технологий.
Интересный опыт подготовки учащихся начальной школы к выполнению проектов продемонстрировала Алла Николаевна Галанина (МБОУ «Гимназия №75, Казань). В качестве ведущих методик, способствующих наиболее эффективному обучению детей в начальной школе, она привела работу над проектами, а также использование методик Эдварда де Боно, Блума, диаманты.
В заключительной части работы семинара результатами первых лет своей педагогической работы поделились молодые учителя – Снежана Янисовна Екабсон (ОШ «Университетская» Елабужского института КФУ), Юлия Валерьевна Скрипачева (МБОУ «Гимназия №7, Казань), Анастасия Валериевна Сотникова (МБОУ «Гимназия №102, Казань). Они подробно рассказали о том, какие приемы мотивации применяют, какие цифровые продукты, на их взгляд, наиболее эффективны в обучении математике.
На протяжении всего семинара проходило ознакомление с различными подходами и методами работы в обучении математики на всех ступенях образования – от начальной школы до выпускного класса. По результатам прослушанных выступлений были высказаны положительные мнения участников и гостей мероприятия о практической значимости полученного опыта, его актуальности, о готовности использования полученных знаний в жизни и в профессиональной деятельности.
В конце работы Республиканского семинара организатор семинара поблагодарила всех его участников, подвела итоги, вручила благодарственные письма выступившим учителям.