23 марта 2019 года в Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского состоялась III Всероссийская молодежная школа-конференция на тему «Краеведческие математические задачи».
На конференции приняли участие школьники, прошедшие во второй тур III Конкурса краеведческих математических задач, объявленного в ноябре 2018 года. Конкурс и конференция состоялись под эгидой Регионального научно-образовательного математического центра КФУ. Организатором Конкурса и Конференции выступила кафедра теории и технологий преподавания математики и информатики. Цель Конкурса – выявление и поддержка учащихся, проявляющих склонности и способности к изучению математики, повышение познавательного интереса, активизация внеклассной, внешкольной проектно-исследовательской деятельности, воспитание патриотического отношения к своей малой родине и бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. В конкурсе приняли участие около 70 школьников с 5 по 11 класс из городских (Казань, Набережные Челны, Чистополь, Бугульма, Азнакаево, Иннополис) и сельских школ 10 районов (Актанышский, Альметьевский, Балтасинский, Верхнеуслонский, Зеленодольский, Лаишевский, Муслюмовский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский) Республики Татарстан, а также из города Пензы и Тверской области Российской Федерации.
По условиям конкурса принимались сюжетные математические задачи, фабула которых содержит краеведческий материал, освещающий исторические, культурные, архитектурные, географические, социально-экономические, спортивные особенности родного края, содержание которых соответствует программе школьного курса математики данной возрастной группы. Работы участников были систематизированы по семи номинациям:
Решением конкурсной комиссии 40 работ прошли во второй очный тур. В ходе конференции участники и гости (учителя и родители учеников) «встретились» с историей Родного края выступающего школьника необычным образом. Были представлены исторические справки о памятных местах разных городов и сел, их интересных архитектурных, спортивных, географических особенностях, героях Великой Отечественной войны, знаменитых людях и математические задачи, составленные на основе этих материалов.
Результаты историко-математической деятельности школьников были опубликованы в сборнике материалов конференции. В него вошли работы победителей и призеров финального тура III Конкурса краеведческих математических задач. Приведенная в нем подборка тематических задач по математике для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев может представлять интерес для учителей и учащихся, студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», а также всех интересующихся математикой, преподаванием математики, историей и культурой Родного края.
Особо хочется отметить огромную роль учителей-наставников в подготовке своих учеников для участия в данном конкурсе. Благодаря их энтузиазму, творческому подходу и бесценному опыту в подготовке учеников к конкурсу задачи получились оригинальными, содержательными и полезными, а выступления учащихся интересными, яркими и увлекательными. Все участники конференции получили сертификаты, самые активные и достойные награждены дипломами I, II, III степеней.
Учителя, в свою очередь, отметили ценность проведенного конкурса, способствующего развитию творческих умений учащихся, воспитанию патриотических чувств, осознанию значимости математики в жизни. Использование элементов краеведения и истории родного края в курсе математики способствует формированию мотивации учения и личностных ценностей обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма, пониманию межпредметных связей, значимости математики в жизни. Благодаря знакомым с детства окружающим объектам-достопримечательностям, абстрактная математика становится более привлекательной, реальной и «земной». Познавательный интерес учащихся вызывается и поддерживается путем создания на занятиях проблемных ситуаций, самостоятельного поиска ими важных фактов окружающей жизни. Осуществить это можно благодаря формированию умения составлять сюжетные задачи, которое, в свою очередь, играет огромную роль в развитии математических способностей, творческого мышления и речи учащихся.
Учитель математики лицея № 116 г. Казани Васильева Е.А. отметила: «Уже третий раз мои ученики и я принимали участие в конкурсе краеведческих математических задач. Каждый раз удивляюсь творческому потенциалу учителей и таланту учеников. На мой взгляд, такие конкурсы являются мощным стимулом к проявлению этого.
Лично мне нравятся сюжетные линии в задачах, объединенные одной тематикой. И в этом году я увидела несколько таких выступлений.
В силу того, что данный конкурс стал всероссийским, то можно расширить круг тем, входящих в список предлагаемых.
Конкурс краеведческих математических задач полезен не только для расширения знаний по математике, но еще учащиеся кропотливо изучают исторический материал, выбирают из него интересные факты, раскрывая их через условие задач, да и мы – взрослые – узнаем много нового».
Учитель математики Осиновской гимназии Зеленодольского района Дудьянова Н.В.: «Интересный конкурс для ребят! Спасибо организаторам!».
Ценным для организаторов являются яркие впечатления, положительные эмоции, искренние отзывы и слова благодарности школьников.
Шарифуллина Азиля, 6 класс: «Мне очень понравилась конференция, доброжелательность, с которой встретили нас. Я узнала много нового и интересного. Хочу выразить благодарность организаторам. Надеюсь принять участие в следующем году».
Замалеева Амира, 5 класс: «Мне очень понравился этот конкурс тем, что он помог мне вызвать еще большую тягу к знаниям. Я узнала много нового. Спасибо большое!»
Горбачев Илья, 6 класс: «Мне очень понравился этот конкурс, так как это возможность не только показать себя, но и узнать других людей и услышать их мнения. Надеюсь принять участие в следующем году».
Нагимова Карина, Утаганова Амира: «Конкурс нам очень понравился тем, что мы узнали много нового о своей Родине, о других городах».
Кукин Владимир, 6 класс: «Мне понравился этот конкурс. Было очень интересно послушать других детей. Также понравилось жюри – очень доброе и компетентное».
Фардиева Илина, 5 класс: «Мне очень понравился конкурс, потому что я узнала много нового о своей деревне и научилась составлять интересные задачи».
Мухаметдинова Лиана, 8 класс: «Первый раз участвую в этом конкурсе. Мне он очень понравился, так как здесь проверяются не только математические знания, но и творческие способности. А также можно получить навыки ораторского искусства».
Калентьев Леонид, 8 класс: «Во второй раз участвую в конкурсе. Очень хорошие впечатления; это одна из самых лучших конференций, в которых я принимал участие. Тщательно готовился, так как это конференция проводилась в КФУ. В дальнейшем хочу поступить именно в этот вуз. Очень понравилось жюри, оно задает правильные вопросы и дает хорошие пожелания».
Также было интересным для нас услышать мнение волонтеров, которые оказали большую помощь в проведении конференции и оценивании работ участников. Так, студентка группы 05-604 3 курса Цыганова Дарья отметила: «Участие в организации и оценке работ участников подобных конференций дает шанс познакомиться с невероятным воображением детей, с творчеством и семейной, личной историей учеников. Все участники имели разный подход к своим задачам, тем не менее каждый смог объединить краеведческие сведения с математикой в своеобразной, интересной форме. Было приятно находиться в компании преподавателей кафедры, слышать их мнение относительно той или иной работы учащихся. Такие мероприятия определенно нужны и важны не только для школьников, но и студентов – будущих учителей».
Студентка той же 05-604 группы Кочнева Диана свои впечатления выразила в следующих словах: «В школе мне довелось быть участником очного тура конференции лишь единожды, и поэтому, когда я узнала о том, что есть возможность принять участие в Конкурсе краеведческих математических задач в качестве волонтера и эксперта жюри, незамедлительно согласилась и, что самое главное, ни разу об этом не пожалела. Это был незабываемый опыт: мне удалось взглянуть на данное мероприятие изнутри, узнать многие тонкости проведения. Все выступления были оригинальные и интересные, школьники очень ответственно подошли к выполнению работ, вложили в них свою душу. Видно, что ребятам нравится заниматься исследовательской деятельностью, и безумно приятно, что в этом начинании их поддерживают родители, учителя и наш университет. Отдельного внимания заслуживает высокий уровень организации конкурса, который обеспечила слаженная работа кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики».
После завершения конференции школьникам представилась возможность посетить экспозицию Музея Н.И. Лобачевского в КФУ. Завершилось мероприятие приветственным словом директора Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского Е.А. Туриловой и вручением дипломов победителям конкурса.
Оргкомитет конкурса выражает благодарность всем участникам конкурса, конференции и приглашает к дальнейшему сотрудничеству!