Елабужский институт продолжает рассказывать о тех, кто посвятил свою жизнь педагогике.
Савина Надежда Николаевна, доцент, кандидат педагогический наук, научный сотрудник научно-исследовательского отдела Елабужского института, поделилась с нами воспоминаниями о том, как пришла в педагогику:
«После окончания Елабужского педагогического института (в 1973 году) я приступила к педагогической деятельности (сначала в школе, затем в институте) и продолжаю заниматься ею и по сей день. Если бы обучение в аспирантуре входило в стаж, то в этом году исполнилось бы 50 лет моей трудовой деятельности. Они пролетели для меня не легко, но интересно и довольно быстро, наверное, потому, что я всегда старалась работать неповерхностно и продуктивно не только, а может быть не столько для себя, сколько для своих учеников. Я старалась всемерно содействовать их успехам. Их успехи были моими успехами».
Работать и помогать своим ученикам Надежде Николаевне помогает её педагогическое кредо, которое сформировалось еще в юности.
«Моим кредо является качество в работе. Это стремление перешло ко мне от родителей. Наш папа, инженер-строитель по образованию, всегда был для нас образцом качества и честности во всем. Из 5 членов нашей семьи четверо были педагогами. У нас были свои семейные «методсовет» и «педсовет». Мы готовили друг друга к открытым урокам в школе или открытым занятиям в институте, мы проводили публичные выступления сначала в своем кругу, а затем в более широкой среде. И пока мы не отработаем необходимые навыки и тексты, мы друг другу «добро» на выход к ученикам или студентам не давали.
Мама наша – учитель с более чем сорокалетним стажем работы в школе была нашим наставником и самым строгим судьёй. Не давала спуску мне и младшей сестре и наша старшая сестра, проработавшая в нашем институте более 20 лет. Обладая высокоразвитыми способностями и феерическим юмором, она также как и мама добивалась от нас точности и выразительности речи, оригинальности в содержании уроков, классных часов, лекций, семинаров и т.д. Эта дружная работа довольно быстро давала свои результаты. Сначала повысилась дисциплина учащихся на уроках, у них стали формироваться мотивы к изучению английского языка и после окончания школы мои ученики поступали на инфак, а я, перейдя из школы в институт, продолжала обучать их ещё и здесь.
Уже в первый год своей педагогической деятельности я начала в отличие от других учителей часто проводить в школе открытые уроки и классные часы, от чего испытывала глубокое удовлетворение. Страха не было (семья готовила меня), но нервное напряжение и повышенное чувство ответственности было всегда. Я не могла подвести своих учеников, которые всегда переживали за меня, я не могла подвести и свой домашний «педсовет». Дома меня всегда ждали и первый вопрос был «ну, как?», а затем профессиональное обсуждение с эмоциями, юмором, замечаниями и одобрением. Я довольно много провела открытых лекций и практических занятий в институте и снова испытывала удовольствие от работы и глубочайшее удовлетворение от качественной работы студентов.
Очень много довелось поездить на конференции и олимпиады со студентами. Мы тщательно готовились и ездили за достижениями и положительными эмоциями. Я часто выезжала и для личного участия в научно-практических конференциях. Вся эта работа расширяла профессионально-педагогический кругозор, была для меня своего рода психотерапией, помогла избежать профессиональное выгорание, поддерживала интерес к профессиональной деятельности, и к жизни в целом.
Особым направлением моей педагогической деятельности стало взращивание сначала одаренных учеников, а затем студентов и аспирантов, и их подготовка к участию в профессиональных конкурсах, олимпиадах, конференциях, к защите диссертаций с целью создания условий для самореализации, интеллектуального роста, продолжения обучения на других ступенях системы образования. Это трудное и ответственное направление, но очень интересное. Оно держит меня в хорошем профессиональном тонусе и просто радует результатами», – поделилась Надежда Николаевна.
В ходе беседы Надежда Николаевна с теплом отзывалась о многих своих учениках, но история Саши Вдовина впечатлила нас больше всего. Он нашел свою учительницу спустя годы, после окончания школы.
«Теплые воспоминания, связанные с преподаванием, учениками, студентами….? здесь следует сказать, что их было много. И они компенсировали какие-то неприятные моменты или ситуации, с которыми мне также как и любому человеку приходилось сталкиваться. Самыми свежими являются 2 из них. Это встреча с моим школьным учеником, которая состоялась в августе этого года спустя 47 лет после окончания школы Сашей Вдовиным. Он сам нашел меня и попросил о встрече. Я часто вспоминала его и думала, что вряд ли увижу его когда-либо, но сначала была в шоке от его звонка. Представляете разницу между мною в 25 лет и сегодня?! Я долго собиралась с духом, готовясь к этой встрече. Саша был одаренным учеником. Директор школы попросил меня позаниматься с ним, так как в старших классах преподавали немецкий язык, а Саша в предыдущей школе изучал английский. Наша индивидуальная работа часто выходила за рамки английского языка и способствовала взаимному расширению кругозора. Когда мы встретились, меня порадовало то, что у Саши 3 высших образования и степень кандидата наук, четверо сыновей и 9 внуков. Поразило то, что спустя некоторое время после встречи (присмотревшись и прислушавшись ко мне) он отметил, что у меня сохранились тот же голос и легкая картавость. Потом он мне напомнил, как сдавал экзамен по английскому языку, и мы долго и заливисто смеялись (было над чем). А еще сказал, что я в его жизни сыграла такую же роль, как учительница французского из рассказа В.Распутина, что меня удивило. И на вопрос «Почему? Я же не играла с Вами»? Саша ответил, что, когда он прочитал все книги в школьной и в сельской библиотеке, я начала приносить ему книги из библиотеки моей мамы.
Вторая встреча состоялась совсем недавно, чуть больше 2-х недель назад. Приезжали 3 выпускницы 2000 года выпуска. Двое из них живут и работают в Набережных Челнах, а третья в Филадельфии (США). Эльвира Зайцева кандидат педагогических наук, Наиля работает в гимназии. Когда Таня приезжает из США домой, она каждый раз едет в Елабугу и ищет меня. И пока я еще на том месте, где меня ищут мои выпускники», - с улыбкой на лице рассказала Надежда Николаевна.
Надежда Николаевна долго и много рассказывала нам о своей педагогической деятельности, но она убеждена, что встречи с воспитанниками происходят не просто так:
«Эти встречи происходят видимо потому, что остается в душах моих учеников «след» от совместной работы на уроках в школе или на лекциях и практических занятиях в институте. Встречи случаются довольно часто. Каждая из них становится событием для меня. Видимо немало и неплохо я «наследила».
Спасибо большое, Надежда Николаевна, за теплую беседу!