Шамсутдинова И.И.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Для цитирования: Шамсутдинова И.И. Трансформация статуса и роли преподавателя вуза в условиях цифровизации (на примере КФУ) // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2021. – №1 (1) – С. 95–98.
For citation: Shamsutdinova I.I. Тransformation of the status and role of a university teacher in the context of digitalization (on the example of KFU) // The Kazan socially-humanitarian bulletin. – 2021. – No. 1 (1) – P. 95–98.
Аннотация. В статье автором исследованы статусные и ролевые характеристики преподавателя вуза (на примере преподавателей КФУ) в контексте цифровизации высшего образования через самоидентификацию своего социально-профессионального статуса. Цифровизация — это глобальный тренд, который затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе и поле образования. Этот процесс воздействует на обе стороны образовательного процесса – как на профессорско-преподавательский состав, так и на обучающихся. В заданном контексте роль преподавателя оказывается под пристальным вниманием – она активно трансформируется с внедрением информационных технологий. В результате проведенного исследования были выявлены представления о собственном социально-профессиональном статусе и роли преподавателя, исследованы новые способы коммуникации между студентами и преподавателями, изучены риски, связанные с цифровизацией системы образования и выявлены основные функции, выполняемые преподавателями с учетом внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, статус и роль преподавателя, система высшего образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Дадаева, Т. М. Социально-профессиональный статус преподавателей вуза: гендерный аспект / Т. М. Дадаева // Интеграция образования. – 2013. – № 3 (72). – С. 85–89.
2. НаумоваЕ.А. Социальный статус работников высшего образования в рыночной парадигме развития// Политика и Общество. – 2012. – № 12. – С. 93–98.
3. ВоробьеваИ.В. Социальный статус современного российского ученого (на примере преподавателей вузов) //Социология профессий. – 2012. – № 12. – С. 260–266.
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. – 2012. – № 1. – Ст. 2.
5. Крайнов Г.Н. К вопросу квантификации социального статуса преподавателя ВУЗа //Возможности и угрозы цифрового общества. – Ярославль: Цифровая типография, 2019. – С. 50–54.
Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии. Е-mail: 89173914070@mail.ru