Ученые выявили факторы неуспешности школ и успешности «топовых» учебных заведений
Одной из главных целей национального проекта «Образование» названо повышение качества школьного образования. Пути решения этой задачи оказались особенно значимы для ученых Елабужского института КФУ и в связи с включением в структуру «Университетской» школы, на старте имеющей невысокие образовательные результаты. Учебное заведение сохранило педагогический коллектив и территориальный, внеконкурсный принцип приема учеников.
Проблема оценивания успешности общеобразовательных организаций в условиях интеграции школьного и вузовского образования стала основой исследования «Состояние и факторы повышения резильентности образовательных организаций средствами социального партнерства “Университет – школа”». Результатами, полученными проектной группой в ходе первого этапа работы, поделилась заведующая кафедрой педагогики, доцент, кандидат педагогических наук Ольга Шатунова.
«В общем смысле резильентность – это индивидуальная устойчивость, проявляющаяся в критических обстоятельствах, это синоним саморегуляции, проявляющейся независимо от жизненных обстоятельств. Исследования причин школьной неуспешности, а также учет социально-экономических характеристик семей при оценке образовательных достижений позволил выделить феномен академической резильентности (resilience), которая в современной психолого-педагогической науке понимается как способность учащихся демонстрировать высокие результаты, несмотря на внешние, ограничивающие обстоятельства», – пояснила терминологию Ольга Васильевна.
По словам ученого, исследования показывают, что резильентность является не врожденной характеристикой, а приобретаемым механизмом, связанным с характеристиками индивидуума и средой. Это обеспечивает гибкость и устойчивость в ситуациях риска, стресса, кризиса, способствует быстрой нормализации, с одной стороны, и обеспечивает эффективное дальнейшее развитие с другой.
Учеными был проведен детальный анализ резильентных школ с целью определения тех их особенностей, которые позволяют получать результаты выше заданных. В опросе приняли участие 3656 респондентов, в том числе школьники, учителя и родители. На основе результатов исследований образовательной резильентности определен перечень «неблагоприятных условий», осложняющих работу школ. По данным опроса 27 директоров школ России и Казахстана определен коэффициент значимости каждого условия.
По итогам анализа данных выявлены условия, влияющие на резильентность школ. Среди них такие, как прием школой всех без исключения детей микрорайона, в том числе проблемных учеников, от которых отказались другие школы; значительная доля семей, состоящих на учете как неблагополучные; больше половины родителей без высшего образования; высокая доля неполных семей и семей, где работает лишь один родитель.
Определены и общие особенности школ, характеризующие резильентные общеобразовательные организации. Так, в успешных учебных заведениях учителя применяют разнообразные образовательные технологии, каждый месяц посещают уроки коллег и верят в своих учеников, в также в ценность для них учебы, а не аттестата. Ученики в таких школах позитивно относятся к учебе, в которой больше ориентированы на математику, логическое мышление, спорт и коммуникацию. Родители же смело обращаются к учителю в случае затруднений, поощряют достижения детей долгожданными покупками, походами или поездками.
Итогом исследования должна стать модель повышения образовательной резильентности, которая поможет школам стать успешнее.