На настоящее время «Эмофон» - единственный измерительно-развивающий инструмент, направленный на диагностику и актуализацию эмоционально-когнитивной компетенции (т.н. эмоционального интеллекта) с возраста 2-2,5 лет до андрагогики.
Факторы, принятые в расчет при проектировании технологии внутриклассного (внутригруппового) индивидуализированного оценивания:
«Эмофон» учитывает интеркультурный и инклюзивный характер современного образования, предлагая инструмент моментальной обратной связи между всеми участниками образовательного процесса (на невербальном и вербальном уровне, с учетом развития соответствующих компетенций в опыте коммуникации).
Он дает возможность разноуровневого (в т.ч. вербального и невербального, деятельностного и образного, игрового и проектного) входа в эмоционально-когнитивный контент.
Поскольку «Эмофон» является одной из составляющих «Компетентностного портфолио», то он реализует индивидуальный компетентностный подход в форме индивидуального и группового: (само)наблюдения, (само)рефлексии с выходом на (само)мотивацию.
Учитывая специфику VUCA-мира образования в связи с его изменчивостью (перемены как норма и стабилизаторы полярных ситуаций и результирующих из них состояний), «Эмофон» является модульным (как на горизонтальном, внутри одной возрастной категории пользователей; так и на вертикальном – межвозрастном уровне).
Поскольку оптимальное обретение ЗУНов (именно знания, а не информации о постороннем знании) и перехода в компетенции – это самостоятельная деятельность индивидуума в относительно безопасном ее варианте, «Эмофон» прибегает к геймификации (игровые модули).
Системный характер инструмента (необходимость преемственности на всех уровнях образования как стабилизирующий фактор) реализован за счет соблюдения принципа иммерсионного погружения «от простого – к сложному» (начиная с расширения спектра рассматриваемых эмоций, заканчивая предложенными игровыми, проектными модулями их использования в практике образования).
Тем самым, инструмент может использоваться с успехом в разновозрастных, разноуровневых аудиториях.
Теоретическая база модели внутригруппового индивидуализированного оценивания: «Эмофон» создан как модуль практикуемой консорциумом проекта технологии «Умного образовательного пространства» («говорящие стены», «умный пол» и «полифункциональные умные игрушки»), берущей свои истоки в педагогике Э. Реджио (Италия), М. Монтессори (Франция) и эстонского адаптивного варианта технологии «Детский сад и школа без насилия» (Дания-Эстония).
«Эмофон» учитывает онтогенез развития ребенка для оптимальной поддержки его эмоционально-когнитивного развития (с 3х ключевых эмоций в возрасте 2,5-3 лет к 5 эмоциям в 5 лет, 7 – в 6 лет и 10 в 7 лет; в игровой форме, с использованием нескольких поддерживающих каналов восприятия – тактильного, зрительного и, по мере необходимости, обонятельного, при наполнении фигурок высушенными лекарственными травами для детей без аллергических реакций).
При создании «Эмофона» учитывалась теория и практика развития цветовосприятия как на международном уровне (начиная с теории воздействия цвета на человека Платона и Аристотелы; заканчивая работами Генриха Фрилинг, Ксавера Ауэра, Г.Э. Бреслава, Б. Базыма и др.), так и ее адаптация к РФ (Карасевой А.В. , Егорова А.С., Ипполитовой О.В. и Поташевой Н.Г., Андреевой О.С. и др. – см. cyberleninka.ru).
Наконец, был использован опыт соположения при тренинговых мероприятиях в подростковой и взрослой аудитории октализа мотивации Ю-Кай Чу и октализаа (колеса) эмоций Роберта Плутчика, с учетом адаптации последнего по цветовому фону эмоций к картине мира носителей русского языка как родного (см. илл. 1)
Описание модели внутригруппового индивидуализированного оценивания:
«Эмофон» основан на входе ребенка в развитие эмоционального интеллекта через эмпатию (положительный фон коммуникации «вокруг» составляющих «Эмофона» достигается не только учетом онтогенеза эгоцентризма личности дошкольника 2-4 лет, но и приятными тактильными ощущениями – за счет использования текстильных и шерстяных материалов при изготовлении «Эмофона», сохраняющих тепло детских рук).
Основная задача «Эмофона» - активизировать саморефлексию ребенка (на невербальном уровне), а затем способствовать вербализации ощущений. Также большое внимание уделяется эмоционально-когнитивному развитию, основанному на наблюдении и концентрации внимания на проявлении окружающими различных эмоциональных состояний (мимика) и соположении их с собственными ощущениями и реакциями ребенка в похожих ситуациях (становление и актуализация логических взаимосвязей между эмоциями и их проявлениями вовне, в т.ч. у носителей различных этнолингвокультур).
Для детей дошкольного и начального школьного возраста «Эмофон» реализуется в рефлексивно-деятельностном формате «Дерево эмоций» (2,5-4 года) и рефлексивно-образном «Перчатки эмоций» (5-6 лет). Для учащихся начальной школы – в рефлексивно-игровом формате «Эмо-овечки» (7-11 лет). В средней и старшей школе, вузе и поствузовском (само)образовании реализация происходит в рефлексивно-проектом варианте «Мотивационно-эмоциональный октализ» (12+ лет).
Подробности - см. файлы для скачивания:
Цветовая гамма и смайлы для носителей русской национальной картины мира (жителей РФ и СНГ)
Октализы Р. Плутчика и Ю-Кай Чу
Лепестки эмоций - замена октализа Р. Плутчика для ХХ1 в. (для наложения на окрализ Ю-Кай Чу)