– Насколько сложным для вашего вуза оказался переход на онлайн-обучение?
– Если два дня назад у нас ещё возникали вопросы, то сегодня понятно: новые условия работы осложнят, но не парализуют работу вуза. Для университета это вызов. Пришлось в предельно сжатые сроки масштабировать на весь университет механизмы, которые до этого момента работали локально.
Это хорошая практика, которая в перспективе позволит подойти к применению массового обучения в электронной среде, а это современный тренд.
С 17 марта мы перешли на дистанционную работу со студентами. В университете существуют собственная система электронного обучения E-learning SibFU (еКурсы), где размещены учебно-методические материалы по всем образовательным программам. Всего более 20 тысяч единиц онлайн-ресурсов. Для общения преподавателей и студентов в дистанционном формате действуют онлайн-сервис «Вебинар» и платформа «Мой СФУ». Разумеется, у наших студентов есть доступ к научной электронной библиотеке СФУ.
– Пользуетесь ли вы ресурсами других вузов?
– Характерно, что в такой непростой ситуации для высшей школы многие российские университеты – лидеры электронного обучения – открывают бесплатный доступ к онлайн-курсам для студентов со всей страны. Так, Санкт-Петербургский государственный университет выложил в свободный доступ более 300 аудиолекций по истории, литературоведению и журналистике. Высшая школа экономики предлагает вузам, объявившим карантин, использовать платформу online.hse.ru для организации дистанционного обучения студентов. Бесплатную платформу для проектного онлайн-обучения представил Университет 20.35. СФУ, в свою очередь, предлагает использовать для организации работы в дистанционном режиме электронные курсы, разработанные преподавателями университета. Они размещены на онлайн-платформе e-Сибирь.
На сегодняшний день открыт доступ к 14 курсам, среди которых, например, «Материаловедение», «Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы», «Начертательная геометрия и инженерная графика».
– Уже хорошо отработаны технологии проведения семинаров и лекций онлайн. А как быть с лабораторными, практическими работами и экзаменами?
– При проведении лабораторных и практических работ у преподавателя также есть варианты. Понимая, какие знания и навыки студента необходимо проверить, преподаватель может найти альтернативный формат проверки.
В крайнем случае, когда нет возможности дистанционной работы или изменения формата, мы перенесём эту лабораторную или практическую работу на более поздний срок или даже на другую сессию.
Что касается организации экзаменов и зачётов. Сессия для большинства студентов начинается в конце мая. У тех студентов, кому она предстоит в ближайшее время, сессия также пройдёт в дистанционном формате. Основная проблема здесь – это верификация личности. Когда преподаватель знает своих студентов, он просто выходит на конференц-связь и в живом диалоге в дистанционном режиме принимает этот экзамен. Когда преподаватель не знает, как выглядит студент – а такое может быть, если на курс подписываются люди со всей страны – он сможет воспользоваться специальными платными системами. В частности, сейчас при поддержке Минобрнауки стартует закупка такой системы Высшей школой экономики.
– С какими трудностями приходится сталкиваться при переходе на дистанционное обучение?
– Мы постоянно мониторим ситуацию вокруг перехода на дистанционное обучение. Не все гладко: есть технические сбои, для кого-то из преподавателей это оказалось вызовом, но университет работает. Несмотря на опасения, как студенты и преподаватели воспримут столь кардинальные перемены, оказалось, что самая сильная мотивация для них – здравый смысл, забота о здоровье, уважение себя и окружающих.