РАЗРУШИМ ДО ОСНОВАНЬЯ. А ЗАТЕМ...
Вот пара недавних цитат.
Алексей Кудрин: «Будем изучать вопрос, что делает детей успешными и неуспешными в школе, что можно сделать, чтобы больше детей осваивали материалы и чтобы их индивидуальные возможности, способности, психологические особенности не мешали быть успешными».
Герман Греф: «Мы из школы выпускаем людей с инвалидностью, что их всю жизнь будут оценивать. Одна из моих личных целей - убить экзамены. Я надеюсь, что на это уйдут не десятилетия. Задача ликвидировать страх ученика. И заменить внешнюю оценку мотивацией ученика к самооценке».
Добавим сюда же известное высказывание Чубайса про идиотизм субботников в советских школах.
Так почему же в последнее время традиционная школа подвергается таким нападкам со стороны либеральных экономистов? Ведь советская школа долгое время считалась одной из лучших в мире. А с другой стороны - когда это было? Мир-то с тех пор кардинально изменился. И требования на рынке труда стали совсем другими. Может быть, и правда нужно сбросить наши прошлые образовательные достижения с корабля современности - как при Ленине, когда императорские гимназии превращались в трудовые школы.
- Сейчас главным богатством любой страны становится человеческий потенциал, - сказал КП заслуженный деятель науки РФ Вячеслав Бобков, руководитель лаборатории проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. - А сила этого потенциала определяются общим уровнем образования. Экономике требуется разносторонне образованный человек, чтобы он был «заточен» не под какую-то узкую функцию, а мог в условиях быстрых перемен так же быстро адаптироваться к новым задачам.
ТРУДИСЬ, СТУДЕНТ
Роешься в разных таблицах и видишь совершенно противоречивую картину. С одной стороны - переизбыток выпускников по каким-то профессиям, с другой - на эти же специальности нужны люди. Самые показательные примеры - пресловутые юристы и экономисты.
Проблема в том, что вакансии есть, но работодателей не устраивает уровень подготовки молодых кадров, отмечается в исследовании ВНИИ труда. Печальнее всего дела у бакалавров, это 70% от всех выпускников вузов. Их берут наиболее неохотно, а если и берут, то почти каждого третьего тут же отправляют на доучивание. А вот обладателей дипломов специалитета и магистратуры зачисляют гораздо чаще.
Эксперты ВНИИ труда делают вывод: работодатели предпочитают брать только тех, у кого уже есть хоть какой-то трудовой опыт. Наверное, поэтому во время учебы в университете чуть ли не половина студентов подрабатывает. Причем почти 30% имеют постоянную работу, а каждый пятый трудится по специальности.
НАУЧИСЬ ГУГЛИТЬ
Еще один тренд - многие знания очень быстро устаревают. Появляются специальности, которых нет в общероссийском классификаторе. Например, Минтруд выделил зарождающуюся профессию - специалист по облачным вычислениям (обрабатка огромных массивов данных).
- Мы вот как получаем специалистов, - рассказал «КП» глава венчурного фонда Alpha Robotics Venture Владимир Белый, один из разработчиков робота Федора, слетавшего недавно в космос. - Выбираем из тех, кто занимался какими-то близкими направлениями, и доучиваем сами. А потом они работают у нас над робототехникой, дронами, электромобилями. Сейчас по некоторым профессиям более эффективное образование можно получить не в вузе, а от более опытного человека. И из публикаций.
Студентам надо быть в тонусе. Понимать, что вузовских знаний не хватит. Поэтому не стоит стремиться все выучить наизусть, зато нужно уметь правильно гуглить.
- Большой плюс нашего образования: нас учат учиться, это главное, - продолжает Владимир Белый. - Могут чего-то не раскрыть, может не хватать практики, но если тебе что-то реально интересно, то тебя научат самостоятельно находить то, что надо.
ПОБЕДИ РОБОТА
Еще одна тенденция времени - для успеха требуется не усидчивость и исполнительность, а умение креативить, шевелить мозгами. Рутинные профессии рано или поздно полностью возьмут на себя роботы. Кстати, первыми от искусственного интеллекта пострадали экономисты, финансисты и те же юристы. Составление простейших договоров, проверку клиентов перед выдачей кредита, другие рутинные функции взял на себя искусственный разум и «уволил» сотни специалистов.
- Вот поэтому выпускников MBA (западные программы подготовки управленцев. - Ред.) я вообще на работу не беру, - рубит президент группы компаний «Сириус» (производство средств индивидуальной защиты) и член совета Московского отделения «ОПОРЫ России» Юрий Савелов. - И тех, кто работает по западным стандартам. Там на первом месте протокол, инструкция и абсолютно отсутствует творческий подход. Они при каждой ситуации начинают рассматривать типовые инструкции - как себя вести, что делать. А наши на ходу стремятся перестроиться, найти новые решения.
Кстати, по его мнению, фундаментальные вузовские знания очень помогают в работе.
- Чтобы быть успешным, одного высшего уже недостаточно, - говорит Савелов. - Есть водители с дипломами, продавцы — но им не хватило знаний и навыков и они опустились в карьере. Надо было дальше учиться. Два диплома — это сейчас обычное дело. А для будущего руководителя самый подходящий «пакет» - три высших: экономист, юрист и социолог или психолог.
Что еще требуется от выпускника - умение со своими знаниями войти в рынок. Да не просто войти, а так, чтобы тебя заметили.
- Я недавно был в Польше, - рассказал Бобков. - Там в вузах делают упор на то, чтобы готовить не столько наемных работников, сколько бизнесменов. Человек окончил вуз и не идет робким новичком наниматься на работу, а готов сам открыть компанию. Вот это бы я перенял из зарубежного опыта.
А еще надо уметь «продавать» себя. В хорошем смысле. Этого тоже в нашей школе пока нет.
- На западе с детства учат продакт-менеджменту, умению красиво «упаковать» то, что ты сделал, - рассказывает Владимир Белый. - Поделку, доклад, литературное эссе надо подавать так, чтобы его хотели купить, слушать, читать. Еще со школы детям прививают любовь и умение выступать перед аудиторией. А у нас публичные выступления сводятся к чтению стихов наизусть перед классом. Ученики стараются побыстрее отбарабанить и под усмешки одноклассников вернуться на место. В результате ребята слабо дискутируют, не могут доказать свою позицию, продвинуть свои идеи. А там — наоборот: выступить перед классом — это приятный вызов, который все хотят пройти. Родителей приводят, те подбадривают, хвалят...
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Михаил Делягин:
Наша школа учила людей мыслить
Директор Института проблем глобализации и ведущий Радио «КП» (97,2 FM) - о том, зачем затевается реформа образования.
- Реформа образования, за которую выступают Греф, Кудрин и другие близкие к власти либералы, осуществляется для того, чтобы уничтожить советское образование, которое учило людей мыслить. Эти новые веяния уже привели к тому, что сегодня из вуза выходят специалисты, которые даже не умеют по-русски выразить свою мысль. Наше образование переверстано по западным лекалам для того, чтобы воспитать человека, которым можно манипулировать с помощью обещаний и денег.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как советский школьник изменил систему образования США
Ровно 60 лет назад, в далеком 1958 году журнал "Лайф" задумал немыслимое дело — сравнить двух школьников из США и СССР. Космическая гонка в самом разгаре. И вот страна, которая только-только оправилась от последствий Второй мировой, полным ходом опережает сытые, благополучные Штаты, первой запускает искусственный спутник Земли в космос! (подробности)
Контролировать подростка невозможно. Родители нужны детям только до 5 лет