Тогда как средний охват населения высшим образованием в странах ОЭСР, по данным на 2018 год, составляет 36,9%, говорить о всеохватном и справедливом образовании на протяжении жизни для всех пока преждевременно. Серьезно помочь в этом вопросе может онлайн-образование. Но здесь есть пока свои проблемы.
В начале 2019 года агентство We are Social опубликовало отчет, согласно которому число людей, ежедневно пользующихся интернетом, впервые превысило 1 млрд. Совокупное число интернет-пользователей – 4,39 млрд, или 57% населения планеты (прирост по сравнению с 2018 годом – 9%). По данным Международного союза электросвязи (ITU) от декабря 2018 года, 96% населения планеты живут в зоне мобильного покрытия и 90% имеют доступ к скоростному 3G-интернету. Исследование рынка онлайн-образования показало, что совокупный объем мирового рынка образования составляет около 5 трлн долл. с потенциалом ежегодного роста 5–15%. Доля онлайн-образования составляет около 3%; ожидается, что к 2023 году его объем составит 132,98 млрд долл., что на 28,5% больше, чем в 2017 году.
По данным Class Central, крупнейшего агрегатора Московского международного образовательного салона (MOOC), только за первое полугодие 2019 года 200 университетов анонсировали 620 новых бесплатных онлайн-курсов. Всего же база данных агрегатора насчитывает более 12 тыс. курсов, на которые на конец 2018 года были подписаны 100 млн слушателей. Но… исследования показывают, что в среднем всего 15% слушателей курса доводят дело до конца. Причин много: отсутствие выраженной мотивации и инструментов стимулирования (ни кнута, ни пряника), проблемы самоорганизации, слабая обратная связь.
Тем не менее многие образовательные организации мира уже реализуют 100-процентные дистанционные программы. Цифровизация образовательного процесса – причем на всех уровнях образования – является насущной необходимостью, например, для островных государств. В ответ на усиление миграционных потоков страны Европы – Германия, Франция, Италия и др. – запускают онлайн-школы и университеты для беженцев. Технологии цифрового обучения наиболее активно применяет в международной образовательной практике крупнейшая платформа онлайн-образования Coursera. Она анонсировала старт проекта Coursera for Campus. Теперь образовательные организации смогут использовать лекционный материал в своей основной деятельности и повышении квалификации педагогических кадров.
Онлайн-образование, конечно же, приводит к обострению конкуренции на рынке. Университеты теряют монополию на подготовку кадров, коммерческие компании все активнее нанимают профессионалов без диплома и принимают на себя функции по их обучению. Образовательные компании предлагают свои услуги международным студентам.
Наращивание и распространение образовательного контента повышают вовлеченность людей в образование. Но жителей развитых стран буквально захлестывает информационной волной. Их проблема не в отсутствии доступа к образовательному контенту, а в обилии вариантов. Объем предложения позволяет студенту не просто осваивать программу, но и комбинировать разные формы обучения, формируя индивидуальный образовательный трек. Степень глобальности такого трека ограничена только знанием иностранных языков. Во всяком случае, пока.
А самостоятельное формирование образовательного трека тоже сопряжено с проблемами. Например, с методологической. Сингапурская образовательная школа (во многом основанная на разработках МФТИ) доказывает эффективность взаимосвязанности и иерархичности образовательных курсов. Онегинское «мы все учились понемногу чему-нибудь» мало применимо, скажем, к подготовке физика-экспериментатора. Другой проблемой становится соответствие выбранной специальности задаткам студента.
Первостепенной задачей выступают здесь выявление способностей к обучению и адаптация образовательного контента под индивидуальные особенности восприятия на основании анализа больших данных. Исследование алгоритмов Facebook показало, что при наличии достаточного количества данных алгоритм лучше профилирует человека, чем кто-либо из его окружения. Доступ всего к 10 лайкам пользователя позволил ИИ сформировать более точный профиль, чем смогли коллеги по работе, 150 лайкам – чем ближайшие родственники. Цифровизация личностного и профессионального анализа способна оптимизировать процессы профориентации, что позволит на раннем этапе сформировать аналитически обоснованный индивидуальный образовательный трек с опорой на исчерпывающую глобальную базу образовательных услуг и осуществлять его системную корректировку. Дальнейшие инвестиции и разработки в этом направлении приведут к наиболее адаптивному и многофакторному менеджменту образовательного процесса.
Такая задача стоит перед федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» в рамках программы «Цифровая экономика» – создать к 2020 году цифровой сервис, обеспечивающий формирование профессионального профиля компетенций, персональной траектории развития и непрерывного образования граждан. Идея заключается в разработке онлайн-помощника, формирующего индивидуальный образовательный трек человека.
Об авторе: Ксения Короткова – руководитель управления международного развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).