Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и другие ведущие вузы РФ предлагают изменить схему распределения контрольных цифр приема. Сегодняшняя схема выделения бюджетных мест вузам не учитывает разницу между высшими школами. Увы, но не все университеты России могут потянуть учебную нагрузку, которой они оказываются волей случая обременены.
Итак, если взглянуть на статистику приема, согласно новому мониторингу ВШЭ, то вузов с высоким качеством приема (средний балл на бюджете – 80+) в этом году было - 54. В 2018 - 38. Из чего следует, что группа очень высокого качества растет быстро. Даже очень быстро. А вот университетов «просто» высокого качества – ощутимо медленнее, что тоже подтверждается официальными данными. Получается, что ведущие вузы снимают сливки. К ним перетекают сильные студенты, и это, по словам ректора Ярослава Кузьминова, считается процессом очищения системы высшего образования. Кстати, этот момент подтверждается еще и тем фактом, что вузов с более низкими баллами по ЕГЭ становится меньше. Например, по итогам приемной кампании этого года министерством науки и высшего образования сделаны выводы и приняты решения в отношении 252 подведомственных вузов. Важный результат – система высшего образования в России стала здоровой, считают ректоры. Нет «хвоста», который обусловлен формой собственности и желанием собрать деньги. И существенно подросла категория людей, которые готовы платить за высшее образование, но... в престижном вузе.
Недавно свое исследование на тему высшего образования представила также Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). Там утверждается, что 44, 5% родителям абитуриентов не важен ранг вуза, в котором будет учиться продолжатель фамилии. Принципиальных чуть меньше: около 31% семей стремятся, чтобы их дети учились в одном из лучших вузов своего региона, 14% благословляют отпрысков на учебу в вузы неродных субъектов России, лишь около 9% взяли планку по обучению детей московских и петербургских вузах.
И получается, судя по этим двум исследованиям, что налицо два абсолютно противоположных тренда. Один из серии выживания. Родители готовы отдать свое чадо в любой университет, лишь бы на бесплатное отделение. Второй – из серии развития. Готовы платить, чтобы попасть в тот вуз, что нужен. Конечно, люди рады были бы пойти вторым путем. Но мешает бедность, узость мышления, боязнь финансовых рисков и многое что еще.
По результатам мониторинга ВШЭ можно выделить пять групп направлений подготовки с разными структурами приема. В первую группу вошли те университеты, где много бюджетных и платных мест, на все места высокий спрос с хорошим качеством. Высокое качество абитуриентов по этим направлениям позволяет модернизировать учебный процесс, добиваться высоких результатов на выходе.
Во второй названы те высшие школы, где сравнительно мало бюджетных и мало платных мест, качество приема среднее или низкое. Например, направления «Вооружение», «Морская техника», «Металлургия».
В целом низкое качество приема и по бюджетным, и по платным местам отмечают у вузов в следующей группе. Она охватывает «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства», технологические направления. Здесь, как правило, большой разрыв (10 баллов) между бюджетным и платным приемом. Что с учетом малого числа поступающих на платные места означает очень слабую подготовку платников на входе в вуз.
Еще одна группа – это те университеты, где мало бюджетных мест и много платных мест с высоким качеством приема. Она охватывает «Востоковедение», «Лингвистику», «Рекламу и связи с общественностью». На первое направление практически не осталось вузов, принимающих на бюджетные места троечников с баллами ниже 56. Здесь тоже деформирован рынок, но в обратную сторону: предложение бюджетных мест искусственно ограничено по сравнению с реальным спросом на них. Доминирование платных мест на этих направлениях приводит фактически к социальному барьеру для получения соответствующих профессий для детей из среднего класса и малообеспеченных семей.
Следующая группа охватывает массовые направления, где платный набор существенно превышает бюджетный. И соответственно здесь большой разрыв качества между бюджетным и платным приемом. Платный прием на этих направлениях по масштабу больше бюджетного в три‑четыре раза.
В общем, вузы совершенно разные, с разным контингентом и разными задачами. Но… вся эта разница совершенно не учитывается при распределении контрольных цифр приема. Продолжается размазывание бюджетных мест, считает Ярослав Кузьминов и с ним согласны ректоры ведущих вузов. В 89, 2% вузов есть направления, на которых количество бюджетных мест не превышает 25. Ректоры считают, что эту практику надо прекратить. В общей сложности таких направлений, где бюджетное финансирование «по крупицам», – 51,4% по всем вузам.
Сложилась странная ситуация, отмечает Ярослав Кузьминов. С одной стороны, есть ведущие вузы, которым выделяют ограниченные объемы бюджетных мест под те направления, где вуз обеспечивает высокое качество подготовки. При этом бюджетные места (иногда в большем количестве) выделяются в этом же или соседнем регионе вузам, не имеющим коллективов такого качества. С другой стороны (отмечается, что в 2019‑м эта тенденция менее выражена) – заведомо непрофильный вуз получает бюджетные места, под которые ему сложно собрать сильный преподавательский коллектив. В результате они занимают последние места по качеству приема в своих регионах, зачисляя на бюджетные места тех, кто не попал даже на платное обучение в ведущих вузах.
Еще результаты мониторинга ВШЭ демонстрируют, что все более заметный вес в платном наборе приобретают направления, ассоциируемые с современными перспективными профессиями: цифровыми технологиями (в том числе гуманитарными), креативной индустрией, а также поддержкой благополучия и развития «мягких навыков». Традиционные лидеры платного приема – «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика» – постепенно теряют позиции, уступая в качестве перспективным профессиональным направлениям.
Этот тренд начали улавливать семьи, но еще не уловили частные вузы, предлагающие в основном подготовку по социально‑экономическому профилю.