27 мая 2020 года был проведен круглый стол на тему: “Соблюдение международных стандартов в сфере труда государствами-членами ЕС и ЕАЭС в условиях пандемии COVID-19” посредством ZOOM видео-конференции на русском языке.
Организаторами круглого стола выступили Научно-образовательный центр прав человека, международного права и проблемы интеграции, кафедра международного и европейского права, кафедра экологического, трудового права и гражданского процесса (Юридический факультет, Казанский федеральный университет) и кафедра трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина.
Круглый стол начался с приветственных слов от модераторов мероприятия - д.ю.н., доцента Рустема Шамилевича Давлетгильдеева (Казанский федеральный университет) и д.ю.н., профессора Никиты Леонидовича Лютова (Московская государственная юридическая академия им.О.Е.Кутафина). С пожеланиями плодотворных дискуссий обратился и д.ю.н, зав. кафедрой международного и европейского права КФУ Адель Ильсиярович Абдуллин, отметив, что “приятно видеть ведущих специалистов в области трудового права не только Российской Федерации, но и стран ЕАЭС и ЕС”.
С текущей ситуацией в Киргизской Республике в условиях пандемии COVID-19 поделился к.ю.н., заведующий кафедрой гражданского, трудового и экологического права Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Кубанычбек Советович Раманкулов. “В Кыргызстане ряд ограничений на сегодняшний день сохраняются. На фоне ситуации с COVID-19 очевидно прослеживается недостаточность охранных отношений в сфере труда. Обращаясь к нашему законодательству, последние 10 лет существует тенденция либерализации. Предпринимались попытки отменить Закон об охране труда, ссылаясь на дублирование, существенно ослаблена деятельность профсоюзов. Являясь членом трехсторонней рабочей группы при Министерстве труда и социального развития Кыргызстана мы имели возможность направить свои предложения Правительству по решению сложившихся вопросов”, - отметил Кубанычбек Советович.
В соседней Республике Казахстан впервые в истории был введен режим ЧС из-за угрозы распространения коронавируса, а вместе с этим и целый ряд ограничений. Всем организациям было запрещено работать, за исключением жизнеобеспечивающих. Муслим Хасенович Хасенов, к.ю.н., доцент КазГЮУ им. М.С.Нарикбаева отметил, что в трудовом законодательстве Республики Казахстан не предусмотрены нормы, которые позволили бы гибче реагировать на сложившуюся ситуацию. Единственный выход для многих - объявление простоя в связи с коронавирусом, по которому положен оклад не ниже МРОТ. Однако, возникает множество вопросов, ключевой из них: можно ли пандемию относить к природным причинам, по которым можно объявлять простой? К тому же весь мир массово перешел на дистанционную работу. В Республике Казахстан норма о дистанционной работе была неработающая, что не позволяет получить ответ о том, как оформляются трудовые отношения.
Республика Беларусь - единственное государство-член ЕАЭС, которое не вводило никаких ограничений. Однако, Президентом Беларуси принят Указ “О поддержке экономики”, в котором отразились и трудо-правовые нормы. В частности, профессор МИТСО и БГУ Кирилл Леонидович Томашевский упомянул, что “наниматели вправе изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя. При этом об изменениях существенных условий труда можно уведомить работника всего лишь за 1 один календарный день”.
В своем выступлении д.ю.н., директор научно-образовательного центра прав человека, международного права и проблем интеграции Казанского федерального университета Рустем Шамилевич Давлетгильдеев обратил внимание на потребность разработки международных инструментов, направляющих сотрудничество государств по противодействию последствиям пандемии коронавируса Covid-19, включая сферы защиты от безработицы, дистанционного труда. В частности, поскольку разработка международного юридически обязательного документа или даже рекомендации может занять продолжитеьное время, как это было в период Великой депрессии 20-30-х гг. XX столетия (конвенцию МОТ №44 о пособиях лицам, являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам приняли только в 1934 г.), для Международной организации труда было бы целесообразным принятие руководящих принципов (Guidelines) по вопросам о мерах по регулированию трудовых отношений в условиях пандемии и предотвращению ее негативных последствий в социально-трудовой области в качестве инструмента "мягкого" права. Большую активность должна предпринять и Евразийская экономическая комиссия для координации правовых и организационных действий государств-членов ЕАЭС по защите граждан государств-членов, осуществляющих трудовую деятельность в иных государствах ЕАЭС в рамках главы 26 Договора о ЕАЭС.
Елена Вячеславовна Сыченко, к.ю.н., доцент кафедры трудового права Санкт-Петербургского государственного университета критически оценила возможность разработки международных стандартов труда, связанных с пандемией Covid-19, в рамках МОТ, и предложила основываться на действующих конвенциях и рекомендациях для решения проблем в области труда.
Томас Давулис, д.ю.н., декан юридического факультета Вильнюсского университета (Литовская Республика) подчеркнул, что в ЕС на законодательном уровне ничего нет, касательно регулирования аспектов, вызванных COVID-19, всё остается на плечах государств-членов ЕС. Также как и во многих странах были предприняты жесткие ограничения. Примечателен опыт модернизирования института простоя - был использован оплачиваемый простой, благодаря которому организации могли запросить субсидии для выплачивания заработных плат, при условии сохранения более 50% трудовых мест. Выплаты для Self-Employed также предусмотрены. Сейчас началась 2 фаза - пост карантин, в рамках которого предусмотрены так называемые “вертолетные деньги” - одноразовые финансовая выплаты для пенсионеров - 200 евро.
Ольга Владимировна Чесалина, к.ю.н., LL.M., научный референт Института социального права и социальной политики Общества Макса Планка, представила обзор мер, принятых в отношении правового регулирования труда в условиях пандемии, на примере Германии, сделав акцент на таком эффективном инструменте как пособие в связи с сокращением продолжительности рабочего времени вплоть до 0 часов. За таким пособием в Германии обратилось более 10 миллионов человек.
Далее выступила Наталья Викторовна Локтюхина, д.э.н., профессор кафедры экономики труда и управления персоналом Академии труда и социальных отношений, научный референт фракции "Единая Россия" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации остановилась на ряде актуальных вопросов регулирования труда в условиях пандемии, включая дистанционный труд и право быть оффлайн, поддержку занятости, защиту самозанятых, изменении ценностей в области труда.
Гаабриел Тавитс, д.ю.н., декан юридического факультета университета Тарту подтвердил, что некоторые отрасли экономики в Эстонии понесли серьезные убытки. Но в то же время, никаких особых предписаний по охране труда не было принято. Сохранилось полное рабочее время продолжительностью 40 часов в неделю. В Эстонии широко использовался инструмент, позволяющий снижать заработную плату работникам в одностороннем порядке длительностью не более 3 месяцев в условиях экономических трудностей.
Согласно данным опроса ВЦИОМ, россияне при переходе на удаленную работу во время пандемии начали работать на 2 часа больше, чем обычно. Возникает вопрос баланса между рабочим временем и временем отдыха.
Данный аспект не оставили в стороне и участники круглого стола: д.ю.н., профессор Никита Леонидович Лютов поделился информацией о подготовке пакета предложений для фракции Единой России по модификации законодательства в пользу права работника быть “офлайн”.
Д.ю.н., заведующий кафедрой трудового и финансового права ЯрГУ Андрей Михайлович Лушников отметил, что проблема пандемии застала врасплох государства Европы. Для международного реагирования на пандемию Covid-19 может потребоваться нечто рамочное на уровне МОТ, поскольку конвенции принимать будет достаточно сложно. Также Андрей Михайлович указал на сложности применения Указа Президента РФ, вводящего повышенные выплаты медицинским работникам, занятым оказанием помощи больным с коронавирусом.
К.ю.н., доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского федерального университет Максим Владимирович Васильев сделал обзор изменений в трудовом законодательстве в 2020 году и обозначил сложности правового регулирования трудовых отношений в период объявления режима повышенной готовности.
Д.ю.н., заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения МГУ им. М.В.Ломоносова Александр Михайлович Куренной поделился сомнениями относительно соблюдения международных трудовых стандартов в области образовательной деятельности вузов в период пандемии, указав на проблему перехода в дистанционный формат без учета потребности сохранения очного контакта с обучающимися и наличием технических сложностей поддержания качества дистанционного обучения.
Данная позиция была поддержана д.ю.н., профессором той же кафедры Ириной Александровной Костян, которая отметила реальные проблемы нормирования труда преподавателей высшей школы при осуществлении дистанционного обучения, а также д.ю.н., деканом юридического факультета Московского гуманитарного университета Тамарой Аркадьевной Сошниковой. Тамара Аркадьевна представила обзор мер, принятых в государствах-членах ЕАЭС по правовому регулированию простоя и предложила принять рекомендации со стороны Евразийской экономической комиссии.
Д.ю.н., заведующий кафедрой трудового права Уральского государственного юридического университета Светлана Юрьевна Головина поделилась своими опасениями относительно тенденции изменения иерархии источников трудового права, замещения положений Трудового Кодекса Указами Президента Российской Федерации, а также подзаконными актами, включая акты субъектов РФ.
Ирина Владимировна Шестерякова, д.ю.н., заведующая кафедрой трудового права СГЮА поддержала позицию о необходимости использования действующих международных трудовых стандартов МОТ в условиях пандемии, включая положения Рекомендации 205 2017 г.
Благодарим всех участников онлайн встречи за проявленный интерес и содержательные дискуссии в рамках данного круглого стола.